Блог

Развитие уверенности в ребенке

Цель педагогики как таковой – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

Это касается как собственных жизненных интересов, так и общественных, государственных.

Именно поэтому детский лагерь, наравне с любым другим институтом, в котором работают педагоги, является платформой для развития уверенности ребенка в себе.

Мы разберем основные фрагменты жизни участника летней смены в детском лагере, направленные на развитие уверенности. Для удобства, в качестве примера будем использовать практику детского лагеря Нить Ариадны.

Убрать страх

Первое, что происходит с ребенком на смене – адаптация к новому пространству. Процесс привыкания – ключевой фактор в формировании уверенности.

Вот что может беспокоить ребенка перед первой поездкой в лагерь:

  • Новые условия (место проживания, соседи по комнате, режим дня, деятельность).
  • Появление социума, отличного от школьного (коллектив отряда).
  • Одиночество (нахождение вдали от друзей и родителей).

И другие варианты, каждый из которых можно свести к страху перед неизвестностью.

Процесс, в который ребенок привыкает к лагерной жизни, называется Организационным периодом. Он длится 3 первых дня смены.

В Орг. период детей знакомят друг с другом, с территорией, правилами. Это нужно для того, чтобы создать условия комфорта.

Помимо этого, в первые дни вожатые формируют у отряда позитивный настрой и мотивацию участвовать в смене. Выявляют творческие интересы детей.

Таким образом, ключевую цель Орг. периода можно свести к следующему: Создание условий для адаптации ребенка к лагерю, для организации и функционирования временного детского коллектива.

На основе первых трех дней будет происходить всестороннее развитие ребенка.

Разберем на примере:

В Нить Ариадны мы с первых минут погружаем участников смен в программу лагеря. Все начинается с игр на знакомства, на которых каждый отряд запоминает имена своих представителей.

Ребята разрабатывают отрядные законы, по которым будут жить три недели (или одну, если смена межсезонная). Эти законы должны принять все члены отряда, чтобы быть уверенными, что они сработают. Они нужны для комфортного взаимодействия.

Мы проводим ребятам игру по территории, чтобы в игровой и динамичной форме «разведать» территорию и понять, где мы будем жить. Помимо этого, в первые дни проходят сценический Вечер Здравствуйте и дискотека.

Т.к. ключевыми особенностями нашего лагеря являются профориентация и ролевая игра, мы также знакомим детей с возможными «работами» и правилами игры. Таким образом, весь объем информации о происходящем участники получают в первые дни.

Наши вожатые общаются с детьми на «ты», чтобы сократить дистанцию и узнать коллектив лучше. Мы стремимся к тому, чтобы лично знать интересы и личностные качества каждого ребенка в отряде.

Стать героем

Сразу отметим, что после Орг. периода все время до последних трех дней смены – это Основной период. Именно здесь ребенок развивает в себе уверенность.

В жизни ребенка на смене есть несколько сфер, рамках которых повышается самооценка и развиваются творческие и социальные навыки.

Деятельность в коллективе

Все мероприятия смены делятся на две категории: отрядные и общелагерные.

Отрядные мероприятия

Происходят внутри отряда и направлены на работу детей друг с другом. Сюда входят как игры (конкурсы, сплочение, викторины), так и анализы, самоаттестации, огоньки и прочее.

В отрядной деятельности вожатые имеют возможность напрямую мотивировать детей к активному участию. Ключевая задача здесь – дать возможность ребенку проявить себя в той мере, в которой ему комфортно, предоставив простор для достижения новых вершин.

Общелагерные мероприятия

Происходят масштабно, на весь лагерь сразу. Сюда входят разного рода сценические мероприятия, спорт, интеллектуальные соревнования и ролевая игра. Последнее долгое время было исключительной особенностью нашей программы. Однако в современной индустрии детского отдыха в СПб некоторые наши коллеги тоже используют эту практику.

Здесь ребенок как правило развивает смелость общения с другими коллективами. В добавлении, здесь важен фактор командной работы, т.к. мероприятия подразумевают соревновательный характер.

Разберем на примере:

Т.к. развитие уверенности далеко не всегда равняется развитию лидерских качеств, в Нити Ариадны мы подбираем каждому ребенку индивидуальные цели. Мы предоставляем нашим участникам выбор из наиболее популярных (по опыту прошлых смен) вариантов, оставляя возможность самостоятельно сформулировать цель.

Целью может быть как достижение игровых успехов, так и овладение каким-то навыком или качеством, умением общаться и дружить.

После выбора цели наступает момент личного обсуждения ее с вожатым. Мы ставим с каждым ребенком задачи и формируем план достижения цели.

Каждая цель достигается путем участия ребенка в жизни коллектива. От цели зависит то, в каких именно мероприятиях она может реализовать себя. В нашем случае у ребенка не может быть цели, которая не подпадет под этот критерий – на обсуждении с вожатыми один из ключевых вопросов – как достичь поставленной цели в рамках лагеря?

Достижение любых успехов становится примером, особенно, если успехи отмечаются. Как правило, так и происходит и внутри отряда дети сами отмечают наиболее выдающихся ребят. А то, что уходит из виду, отмечается вожатыми.

Делегирование ответственности

Важная черта хорошего лагеря – справедливое отношение к возможностям ребенка. Вожатые вводят в отрядную жизнь элементы самоуправления, давая возможность участникам свободно проявить себя. Как правило, такие социальные роли отряда, как дежурный, переходят от одного ребенка к другому, давая каждому возможность взять на себя ответственность.

Но куда важнее доверять детям. Поручение ответственности, связанной с организацией мероприятий, помощи вожатым и реализацией детской инициативы – основа работы с подростками.

Разберем на примере:

Мы выбираем в каждом отряде дежурных. Они в течение дня помогают вожатым, собирают и организуют отряд. Дежурных оценивают в конце дня всем коллективом. На следующий день выбирается новый дежурный.

В каждой комнате на каждый день смены есть Дежурный по комнате. Он отвечает за порядок и чистоту.

Мы поощряем инициативы наших ребят в организации и проведении игр. У нас существуют внутренние организации детей, попасть в которые стремятся ариаднята.

Свой метод

То, что мы разобрали выше, присуще большинству лагерей. Но у каждого лагеря найдутся свои ключевые «фишки», с помощью которых они доставляют детям счастье и помогают им развиваться.

Для творческих лагерей основой является программа. Она предусматривает ситуации успеха или неудачи для ребенка в разных проявлениях деятельности. В зависимости от результата, вожатые либо закрепляют успех, либо анализирует его с ребенком, чтобы не допустить выгорания или упадка настроения.

Разберем на примере:

В Нити Ариадны мы проводим ролевую игру. У каждого отряда на ней есть цели, у каждого ребенка – профессия, с помощью которой можно достичь отрядных целей. Каждый день утром мы строим планы на игру, а вечером анализируем их выполнение.

Мы спрашиваем у наших детей настроение перед сном. Если ребенок хочет высказаться – выслушиваем его и стараемся помочь.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!