Блог

Альтернативное обучение. Часть 2

В прошлой статье поднимался вопрос альтернатив детскому саду, выбор не велик - пространство для маневра лишь разнообразные методики, частные сады и кружки. Относительно школьного образования все интереснее.

Для начала рассмотрим ситуацию обычных среднеобразовательных школ. Проблемы с финансированием и постепенным переходом школ на самофинансирование (когда школа самостоятельно распределяет бюджет) сказываются по-разному. Здесь многое зависит от директора, его дальновидности и заинтересованности в развитии школы. Все чаще встречаются ситуации сокращения учебных часов, постепенно вводятся платные кружки и дополнительные занятия. Огромное количество учителей уходят из школ, кто-то из-за преклонного возраста, кого-то переманивают в другие школы, при этом новых специалистов крайне мало. Например, пару лет назад университет им. Герцена выпустил всего 7! учителей математики и это ведущий ВУЗ по подготовке преподавателей в Санкт-Петербурге. Очень малое количество ребят мечтают стать педагогами и работать в обычной школе. Так же расстраивает общий уровень подготовки по предметам, особенно это стало ощутимо при введении ЕГЭ и ОГЭ. Я не говорю, что во всех школах такая ситуация, но общая тенденция такова. Во многих школах прямым текстом говорят ученикам, что им не нужны стобальники, стране нужен рабочий класс и они его готовят. Система ориентирована на создание хороших исполнителей, привыкших жить по указке. Сейчас в школы записывают по проживанию, так что бывает проблематично направить ребенка в школу не рядом с домом, но и здесь много путей для достижения цели, не сдавайтесь!

Рассмотрим подробнее альтернативные варианты

1. Школы профильной направленности. Если вы видите в своем ребенке склонности к физике, математике, гуманитарным наукам, хореографии или музыке, отправляйте его в профильную школу или лицей! Как показала практика этого года, ЕГЭ по математике стало для всех большим испытанием, даже те, кто усердно занимались на курсах и с репетиторами были, мягко говоря, шокированы. Однако, ребята из математических школ сдали ЕГЭ без особых трудностей. Важный момент - если у вашего ребенка проблемы с математикой, не надо его устраивать в такую школу, ему тяжело даже базу освоить, что говорить об углубленке. Не идите против природы и индивидуальности, лишний стресс и ненависть к обучению ничего хорошего не сделают, делайте выбор основываясь на склонностях ребенка.

2. Школы-интернаты. Звучит жутко, но на деле все очень интересно. Сейчас существует определенное количество школ, которые предполагают полное погружение ребенка в учебную среду. Как правило, это школы с необычными системами обучения, идеологией и миссией. В таких школах ценят индивидуальность и растят будущих лидеров. Домой ребята уезжают на выходные и каникулы, да и то, по своему желанию. Например, лицей им. Горчакова в Павловске. Он спонсируется меценатами, поэтому обучение бесплатное, однако, если ребенок учится из рук вон плохо, то родителям придется платить, до тех пор пока он не поднимется в рейтинге. Лицей мужской и принимают детей с пятого класса, не всех, а тех, кто пройдет ряд тестирований, больше психологических, нежели интеллектуальных. Ребята получают очень широкое образование. Уроки танцев с девочками из балетных школ, обязательное освоение музыкальных инструментов, дети ездят на экскурсии за счет школы. Экскурсии такого плана - по истории проходят Древний Рим - дети едут в Рим. Идею, я думаю, вы уловили. Все, начиная плетением лаптей, заканчивая кулинарией. Плюсов много, но есть свои минусы. Раннее отлучение от родителей по-разному может сказаться на семейных отношениях. Так же система "закрытых школ" несколько лишает детства, в привычном смысле этого слова, хорошо это или плохо тяжело сказать. Некоторые ребята выходя из стен школы очень хотят "нагуляться", а другие целенаправленно идут к своим целям и мечтам. Здесь многое зависит от личностных особенностей ребенка. Так что есть над чем подумать.

3. Школы «американского» типа, или Вальдорфская система образования, –еще один вариант школы-интерната, очень распространен в современном образовании (более 800 школ по всему миру). В школе развита система тьюторства – классный руководитель опекает своих учеников в течение 8 лет – до окончания школы. При этом ребята селятся в комнатах попарно старший с младшим. В этих школах минимальное вмешательство учителей в процесс жизни учеников. С малых лет они учатся самостоятельно решать конфликты, проблемы и добиваться своего. Еще одной особенностью Вальдорфской системы является отказ от учебников: младшие школьники пользуются только рабочей тетрадью, а старшеклассники пользуются учебниками в качестве дополнительного источника информации. Несколько Вальдорфских школ есть в Москве и Санкт-Петербурге. Про эту систему можно говорить бесконечно долго, она очень интересная и постоянно вызывает противоречивые отзывы. С одной стороны - школа выживания, с другой изменение привычного образа мышления, если ребенок чего-то хочет, он добивается этого самостоятельно.

4. Школа академика Щетинина – это община, которая располагается в лесном массиве. Школа построена по принципу маленького государства, в котором нет делений на «касты»-классы, т.е. здесь не выделяются группы учеников по возрастному принципу. В такой школе много и иных новшеств: здесь не пользуются учебниками и не задают уроков. Работа школы базируется на «5» китах: нравственно-духовном развитии, устремленности к познанию, труде, формировании чувства прекрасного, мощной физической подготовке. Все, чем пользуются ученики, построено их же руками: так проявляется их любовь к труду (учебные корпуса, бытовые помещения и др.).

5. Школы за рубежом. Аналог школам-интернатам по плюсам и минусам. Необходимо знание языка, интерес ребенка и готовность к взаимодействию с другим менталитетом. Безусловно, такое образование расширяет границы сознания и восприятия, даже пара лет в школе за рубежом окажет колоссальное влияние на личность ребенка, однако потом могут возникнуть сложности с обратной адаптацией, если конечно планируется возвращение.

6. Дистанционное обучение (или домашнее). Особенно актуально для путешествующих семей или для деток с особенностями развития. Сейчас дистанционное обучение набирает обороты и популярность. Ребенок официально прикреплен к школе, на выходе он так же получит аттестат, но все его обучение происходит онлайн (при домашнем обучении педагоги могут приходить на дом). Это и вебинары, контрольные тесты, домашние задания. Возможность работать в своем темпе и редактировать расписание, тратить гораздо меньше времени на процесс обучения и работать с самой полезной и нужной информацией. Здесь очень нужна дисциплина и навыки управления временем. Конечно нет атмосферы школы и социальных контактов, но минус ли это? Учитывая обстановку в обычных школах... К тому же компенсировать недостаток общения со сверстниками помогут кружки по интересам и различные секции.

7. Экстернат. Наверное, это наиболее щадящий и универсальный способ сэкономить время и силы ребенка, при этом получая максимальный результат. Обучение по системе экстернат может реализовываться разными способами - самостоятельно ( ребенок занимается сам или с репетиторами) а потом сдает экзамены, в частной школе или на специальных курсах. Со школой заключается договор, или он заключен у частной школы, обеспечивающий выдачу ребенку аттестата, после сдачи необходимых экзаменов. Прелесть системы, что за один год ребенок проходит программу 2-3 лет, здесь все зависит от программы школы или интеллектуальных возможностей ребенка. При этом, если обучение проводится в частной школе, то там есть класс, социальное взаимодействие с другими ребятами и педагогами. Как правило, программа обучения наполнена различными мероприятиями, поездками, тренингами, что не только не отличает социальную жизнь от школьной, сколько наоборот дает ей фору. Так же эта система удобна тем, что ребенок может пройти только отрезок обучения в сокращенном виде, например 10-11 класс, экономя время и делая упор на те предметы, которые ему необходимы для поступления. Многие опасаются, что ребенок не справится с темпом и нагрузкой, но не стоит. Обычная программа растянута и разбавлена "водой", а при обучении экстернатом весь этот баласт убирается. Полюсы : экономия времени, нервов, концентрация на необходимом, окружение единомышленников и много еще чего. Минусы: в случае частных школ или курсов - финансовые затраты, но учитывая широкий диапазон цен, перспективы платного обучения в обычных школах и деньги за курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а так же пользу и эффективность... выходит не столь затратно.

Это очень обширная тема для обсуждения. Надеюсь, мне удалось пробудить в вас долю интереса и вы поподробнее узнаете о возможностях альтернативного обучения, подходящего вам и вашему ребенку. Главное помните, это необязательно требует вложений, скорее больше упорства! Обдумайте варианты, обсудите с семьей и ребенком и принимайте решение! Если вы все же ходите в обычную школу, то постарайтесь улучшить ситуацию в ней, познакомьтесь с педагогами. В обычных школах есть замечательные преподаватели, инновационные системы, интересные программы, современное оборудование. Просто не пускайте все на самотек. Удачи!

Другие публикации