Блог

Первый раз в первый класс

Все мы по-разному вспоминаем школьные годы. Кто-то с любовью и ностальгией, а кто-то с огромной радостью, что это позади. Постараюсь кратко и доходчиво объяснить, как помочь ребенку подняться на новую ступень развития и пройти его легко, максимально приятно и полезно.

Первый год обучения в школе по праву считается самым тяжелым. Беззаботное детство закончилось, теперь у маленького человека есть его «работа», но нет понимания «зачем?». Очень важно чтобы родители понимали, как сильно изменилась жизнь их ребенка и как тяжело ему будет перестраиваться. Необходимо запастись терпением, пониманием и поддержкой.

В среднем адаптация к школьной жизни занимает 6-8 недель. Адаптация захватывает три аспекта. Физиологический – новый режим, возросшие нагрузки, снижение активности. Психологический – напряжение нервной системы, формирование произвольного внимания (до этого основное внимание ребенка непроизвольное, не требующее волевых усилий), новая форма взаимодействия с окружающими. Социальный – обязанности, пребывание в регламентированной структуре, ориентация на социальные нормы и требования.

Основные моменты

  • Если вы только планируете отдавать малыша в школу и решаете, с какого возраста, 6 или 7 лет, то не торопитесь. У большинства детей в 6 лет еще не развиты необходимые навыки. Проконсультируйтесь с психологом. Немного тестов и вам точно скажут, готов ли ваш ребенок. Прислушайтесь к совету.
  • Если ваш ребенок гиперактивный (если это так, то вы, скорее всего уже это знаете), то ему будет тяжелее, чем остальным сверстникам адаптироваться к школьной жизни. Здесь уже нужно сопровождение врача, иначе нервная система малыша может не справиться.
  • Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, где есть первоклассник. Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день.
  • Первый класс совпадает с кризисом 7-9 лет. На фоне изменений в жизненном укладе, происходят изменения гормональные, физиологические и личностные. Ребенок может быть раздражителен, агрессивен или наоборот апатичен и заторможен. Не требуйте от него высоких оценок, бурной социальной включенности. Дайте ему почувствовать вашу безусловную любовь, принятие и поддержку.
  • Некоторые дети хотят брать в школу игрушки. Не запрещайте. Конечно, целый арсенал не нужен, но взять самую любимую можно. Таким образом, малышу спокойнее, и он чувствует больше уверенности. Обсудите с ним, что пусть зайчик или медвежонок посидит на уроке в рюкзачке, а поиграть можно на перемене.
  • Система проставления оценок – большое испытание для самооценки. Радуйтесь хорошим отметкам, но не ругайте за плохие. Хороший метод – акцентировать внимание на успехах. Например, малыш написал 10 букв, из них 7 правильно, а 3 нет. Обратите его внимание на 7 успешно выполненных, это повысит его уровень самооценки и мотивации.
  • Не надо отдавать ребенка в секции и кружки. Если он до этого ходил на занятия, то имеет смысл на год их прекратить или оставить минимум. Чем больше напряжение, тем выше расход ресурсов. Если есть занятия, которые малыш очень любит и черпает там ресурсы, или те, которые приостановить тяжело, продолжайте, но следите за состоянием ребенка.
  • Если организм ребенка не справляется, то может возникнуть «школьный шок» или «школьная болезнь». Состояние пограничных состояний эмоционального, психического или физиологического истощения. Если вы и ваш малыш не справляетесь, то обратитесь к специалистам. В этом нет ничего зазорного, наоборот, это говорит о высокой ответственности и осознанности родителей.

На самом деле, школьные годы прекрасны. Помните, что важны даже не сами знания. В первые годы формируется любовь к познавательному процессу и обучению. Не убивайте ее излишней требовательностью, подкрепляйте любовью и вниманием. Следите за тем, как формируются интересы ребенка. Вы не «отдали» ребенка в школу, вы открыли для него новые возможности. С окончанием школы, будет закончен базовый процесс формирования личности. Форма взаимодействия с окружающими, заложенная родителями, в полной мере закрепится в стенах школы. Не оставляйте вашего ребенка без внимания, но уважайте его личное пространство.

С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

Другие публикации