Блог

Самоопределение

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у человека внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Лукина Е.А. «Методическое пособие по профориентации»

В жизни каждого человека условно можно выделить три типа самоопределения – жизненное, личностное и профессиональное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимо­проникают. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби, на­пример, при сочинении стихов, достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие гово­рят о таком человеке как о «настоящем поэте».

Многие отечественные и зарубежные психологи уделяли большое внимание понятию «самоопределение». К примеру, в концепции профессионального развития американского психолога А.Маслоу самоопределение трактуется как понятие, близкое к самоактуализации, самореализации, т.е. стремлению человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле.

Российский философ П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека «строить» самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, доктор психологических наук Е.А.Климов понимает его как «…важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». У человека в течение предшествующих лет развития складываются определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, складываются самооценки своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации. Все это в сумме и характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к предстоящему выбору профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Таким образом, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования доктора педагогических наук Н.С.Пряжникова. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Мы считаем, что качественная профориентационная работа возможна только при хотя бы примерно сформировавшемся личностном и жизненном самоопределении, поэтому с ребятами, которые попадают к нам впервые, мы в первую очередь ведем работу по формированию жизненного и личностного самоопределения, развитию мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию.

В методическом пособии по профориентации профессора Лукиной А.К. говорится о ряде задач, необходимых для социального самоопределения школьников:

  • Формирование у ребенка образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.
  • «Наполнение» этого мира многообразием профессиональных деятельностей, которые позволяют создавать и поддерживать существование этого мира.
  • Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире.
  • Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.

Мы также считаем эти задачи крайне важными и ведем активную работу по их достижению в нашем лагере.

Другие публикации