Блог

Делаем уроки вместе?

Так повелось, что когда ребенок идет в школу, родители оказываются также включены в этот процесс, порой даже сильнее, чем сами школьники. Тема выполнения домашнего задания и роли родителей в ней является очень спорной, однако есть ряд проверенных методов и советов, которые помогут облегчить этот процесс и направить его в правильное русло.

Для начала отметим, что родители должны помогать детям в выполнении домашнего задания, это благотворно сказывается на уверенности ребенка, он не ощущает себя брошенным и оставленным один на один с непонятной образовательной системой. Гораздо важнее правильно расставить приоритеты, обозначить цели и дозировать участие родителей. Как и во всем процессе воспитания, степень влияния и включенности родителей должна постепенно уменьшаться. В рамках помощи с домашними заданиями, красная черта проходит в возрасте 13 лет, после этого участие родителей должно быть минимальным.

Основные моменты

  • 1. Понимание - для чего? Участие родителей в процессе выполнения ребенком домашнего задания - это помощь. Не контроль, диктатура, надзирательство, обучение, а именно помощь. Помощь в организации процесса, распределения времени, выработке алгоритма, поиске путей решения поставленных задач, ощущении, что ребенок не один и на вы на его стороне, а самое главное - становлении самостоятельности.
  • 2. Режим, ритм, распорядок.
    • Отдых после занятий. Идеально, если ребенок после уроков проведет 30 мин - 1,5 часа на свежем воздухе, после этого поест дома, настроится и сядет за выполнение уроков. В любом случае, отдых необходим. Представьте, что вы после долгого рабочего дня приходите и с порога продолжаете трудиться (домашние хлопоты не в счет - это смена деятельности, но и они даются с трудом)
    • Время. Самыми продуктивными для выполнения домашнего задания считаются часы с 15 до 18. После этого мозговая активность снижается, и все задания будут даваться тяжелее. Желательно каждые 30-40 минут делать небольшой перерыв. Нормой считается, если ребенок тратит на выполнение уроков 1,5 - 2 часа. Если времени тратится больше или меньше, значит, неправильно распланировано время и энергия, а также неправильно учтено качество работы.
    • С чего начать? Разные специалисты дают совершенно противоречивые советы. Сделать сначала легкие задания или трудные? Взяться за любимый предмет или не любимый? Единогласного ответа нет. Мне кажется, следует решать в индивидуальном порядке, как ребенку больше нравится.
  • 3. Рабочее место. Считается, что мальчики лучше учатся в хорошо освещенных помещениях, а девочки при приглушенном свете. Рабочее место должно быть удобным и эргономичным. Заметьте - удобным. Некоторым ученикам легче сосредоточиться, если вокруг лежат стопками учебники или играет музыка, как фоновое сопровождение. Главное, использовать те методы, которые помогают сконцентрироваться и быть максимально продуктивными. Конечно, бардака быть не должно, но определенный творческий беспорядок допустим, а так же обязательно удобный стул и стол.
  • 4. Обговорите с ребенком правила. Например, он может посмотреть фильм только после выполнения всех заданий. Или он делает 3 урока, в перерыве гуляет час, а потом делает еще один. Система поощрения и наказаний должна быть четко структурированной и последовательной. Если вы не реализуете наложенные запреты, то система собьется и воцарится хаос. Сделал уроки - идешь гулять, не сделал - сидишь дома. Если вы отпускаете ребенка при невыполненных уроках, вы ломаете правила и в следующий раз не удивляйтесь, если вас не будут воспринимать всерьез. С поощрением тоже самое - держите слово, отношения должны строиться на доверии.
  • 5. Эмоции. Не надо в порыве гнева отбирать гаджеты, выключать фильм на середине или гнать спать. Чтобы таких ситуаций не возникало, придерживайтесь заранее обговоренных правил. Также стоит исключить эмоции (негативные) во время помощи с домашним заданием или его проверки. Если чувствуете, что не справляетесь - сделайте перерыв. Главное, помните - вы помогаете ребенку справиться. Ваша цель - чтобы ребенок понял и смог сам, вы на подхвате, не нужно делать задание за него.
  • 6. Дети разные. Одним детям больше нужна будет помощь родителей, чем другим. Некоторым ребятам проще сделать уроки после более продолжительного отдыха. Пусть у ребенка сформируется его индивидуальный стиль выполнения заданий - стихи учит на балконе, математику решает под музыку, литературу читает перед сном, а русский делает рано с утра. Главное, чтобы он понимал и выполнял задания и они не являлись для него стрессом.
  • 7. На одной стороне. Важно, чтобы вы с ребенком были союзниками. Ваша вера в его силы, поддержка и возможность к вам обратиться в трудной ситуации - порой все, что нужно. Пусть ребенок делает все максимально самостоятельно, вы как группа поддержки.
  • 8. Перфекционизм. Ребенок не обязан делать все идеально, он учится и ошибки это нормально. Переписывание домашнего задания актуально лишь при наличии чрезмерного количества ошибок. Важнее отследить - ответственно ли он подходит к процессу обучения? Понимает ли смысл задания? Знает, какие есть способы достижения поставленной задачи? Почему у него не получается? Тянет ли он школьную и внешкольную нагрузку? Не связаны ли проблемы успеваемости с нехваткой вашего внимания? Боится ли он двоек и почему? Привык ли он, что в конечном счете вы все сделаете за него?
  • 9. Не искушайте. Не отдыхайте на глазах у ребенка, пока он делает уроки. Я имею в виду, не смотрите демонстративно фильм или веселитесь. Ребенку тяжело сосредоточиться в таком случае, а также если к вам пришли гости или вся семья занимается чем-то интересным. Не отрывайте его от учебного процесса - "подумаешь, отвлекись не надолго...". Не врывайтесь с расспросами о делах в школе, заданиями убраться или выгулять собаку. Спланируйте ваше общение с учетом необходимости выполнения домашнего задания.
  • 10. Удовольствие. От учебы можно получать удовольствие. Когда все понятно, когда все получается, хвалят, поощряют, гордятся. Ко многим заданиям можно подойти нестандартно и с креативом. Экспериментируйте. Помогите ребенку иначе взглянуть на процесс обучения.
  • 11. Репетитор. Совместное выполнение заданий тяжкий труд и родителям зачастую не получается эмоционально не включаться в этот процесс, что приводит к конфликтам и ссорам. В некоторых случаях, если у ребенка определенные трудности с каким-либо предметом или знаний родителей недостаточно, чтобы эффективно помочь, стоит прибегнуть к помощи стороннего специалиста. Конечно, это требует определенных материальных затрат, но они с лихвой компенсируют трату ваших нервов и угрозу гармоничным отношениям с ребенком.
  • Подведем итог. Родители должны помочь ребенку разобраться с системой выполнения домашних заданий, научить его правильно организовывать свое время и распределять энергию. Помочь с алгоритмом и поиском путей решения, поддерживать морально и быть тылом, опорой в этом непростом деле, постепенно выключаясь из процесса и помогая стать ребенку самостоятельным.

    Из личного опыта. Вчера мы с сестрой делали необычный проект для школьного выступления. Она в корне не понимала, что от нее хотят учителя и как его сделать. Мы нарушили все допустимые нормы и сидели до двух часов ночи, но удалось пошагово дойти до финала. Начиная с поиска информации в интернете, построения плана, разбора ньюансов компьютерных программ по нарезке музыки и созданию презентаций. Почему ей не объяснили этого в школе - это отдельный вопрос. Главное, что ребенок сделал все сам, под чутким руководством. Удалось избежать шока, страха, стресса и несдачи проекта. Она уверенно его защитила, получила удовольствие от процесса и заслужила похвалу учителей, признание от одноклассников. Школьная жизнь непроста, давайте оставаться с детьми в одной лодке и выкручиваться вместе с ними.

    Запаситесь мудростью, терпением и у вас все получится!

Другие публикации