Блог

Без цензуры

Воспитание - сложный индивидуальный и многогранный процесс. Часто у родителей буквально руки опускаются и они не знают, как реагировать в той или иной ситуации. Один из таких моментов, ставящих родителей в ступор, вызывающих стыд, страх и, как следствие, агрессию - употребление ребенком ненормативной лексики.

Впервые с этим можно столкнуться, когда малыш только начинает говорить. Его речь не сильно связана с понятийным аппаратом, поэтому она носит скорее подражательный характер. Если "словечко" использовалось однократно, то можно просто проигнорировать этот факт. Однако стоит обратить внимание на собственную речь и способ общения близкого к ребенку окружения - исключить из речи недопустимые выражения.

Годам к 3 у ребенка уже появляется возможность анализировать и сопоставлять речь со смыслом. Иногда малыш не понимает значения сказанного слова или фразы, можно попросить его объяснить, что он имел в виду, зачастую он вкладывает абсолютно иной смысл в свои слова. Необходимо исключить любую эмоциональную реакцию на такое поведение, иначе у ребенка зафиксируется устойчивая ассоциация, что подобным образом он может вызывать реакцию окружающих. Речь идет о смехе или агрессии. Важно просто поговорить с ребенком и объяснить, что это "плохие" слова и не надо их повторять.

К возрасту 5-7 лет понятийный аппарат развит достаточно хорошо и ребенок понимает, что он говорит, более того, он делает это осознанно. Таким образом он выражает свой протест, привлекает внимание и вызывает эмоции у старших. Это хороший повод для родителей присмотреться на пробелы во взаимоотношении с ребенком и научить его правильно выражать свое недовольство или потребность в общении. И опять же - никакой агрессии.

В период 8-12 лет ребенок уже активно включен в социум, а в нем, к сожалению, иногда не самые легкие способы выживания. Стремление самоутвердиться, показаться "крутым", вызвать страх (тех, кто ругается матом многие не одобряют и сторонятся, дети ошибочно принимают это за уважение и страх), влиться в коллектив. Как правило, в этот период родители могут даже не подозревать, что их ребенок ругается, поскольку дети уже осознают, где можно, а где нельзя употреблять нецензурную лексику.

К 12-14 годам подростки, после активного употребления жаргонных словечек, постепенно начинают уходить от такой формы общения. Понимание, что это некультурно, примитивно, грубо и глупо берет свое. Вся речь постепенно усложняется, ребята находят новые пути выражения эмоций и желаний, описания своего внутреннего состояния и мыслей.

А сейчас хочу рассказать вам, что на самом деле у всего этого процесса есть биологическое, физиологическое и психологическое объяснение. В процессе развития человеческая психика проходит ускоренный путь эволюции, т.е. все развитие - это, по сути, развитие нашего вида в ускоренной перемотке - дети учатся ходить, держать ложку, говорить и т.д. Все то, через что прошли наши предки прежде чем стать тем биологическим видом, каким мы являемся. Все это касается и нашего психического развития. Есть такая замечательная вещь как - первая сигнальная система. Конструкция относящаяся к "древним", ею обладают животные, в том числе и человек. Она выражается в определенном упрощенном способе реагирования и взаимодействии с окружающим миром. Мимика, жесты, рефлексы, звуковое сопровождение и зачатки говорения. Именно она доминирует до 2-3 лет.

Затем постепенно на сцену выходит вторая сигнальная система, она медленно вытесняет первую. Вторая сигнальная система - это особенность исключительно высокоразвитых существ, т.е. человека. Правда, считается, что некоторые китообразные тоже ею наделены. В чем ее суть? Например, речь, не просто как акт произнесения звуков, а осмысленное говорение с привязкой к образу. Мы говорим "роза" и в голове рисуется ее образ, запах, цвет и т.д. Именно это и происходит начиная с 2-3 лет и до 12. Постепенное усложнение и обогащение речи, способов самовыражения, мышления и познания мира.

Но в 12-14 лет происходит сбой, все очень индивидуально и у всех выражено по-разному, но все же - вопреки всем законам вновь начинает доминировать первая сигнальная система. Речь становится скуднее, появляются слова-паразиты, слэнг, сокращения, примитивность в общении и, конечно же, мат, как эмоциональная выжимка из всего перечисленного. Грубо говоря, сама нервная система ставит палки в колеса развития ребенка. Однако повторюсь, у всех этот процесс протекает индивидуально - по срокам, интенсивности и глубине.

Потом власть опять начинает переходить в руки второй сигнальной системы и развитие набирает обороты, как высшая ступень - возможность заниматься наукой, читать и понимать "сложную" литературу, планировать, формулировать цели. Но у некоторых людей происходит "застревание" в периоде первой сигнальной системы, недостаточное стимулирование, недостаток образования, культурного и духовного обогащения грозят тем, что человек так и останется на "низшем" уровне мышления и общения. Хотя некоторым это не мешает писать песни, книги и занимать высокие посты.

Как видите, в очередной раз все достаточно легко объяснимо непростой физиологией)

Исходя из всего этого, несколько советов:

  • 1. Будьте спокойны. Сколько бы лет ни было вашему чаду, взаимодействуйте безэмоционально и постарайтесь понять причины, объяснить что ругаться не "круто" и научите иным способам самовыражения.
  • 2. Никогда не ругайте ребенка прилюдно. Разговаривайте наедине. Вы можете сказать ему, что это вас огорчило, расстроило, что вам было неудобно, но не стоит говорить ему, что он плохой, глупый и прочее. Если ребенок ведет себя некультурно, проигнорируйте этот факт, смените тему, отведите в сторону, а в качестве наказания (иногда и они полезны) - прекратите его брать с собой на мероприятия.
  • 3. Следите за собой. Несмотря на всю физиологию, если в семье ненормативная лексика, простите за тавтологию, - норма, то чего ожидать от ребенка? Так же важно понимать, что сильное влияние оказывают СМИ, прочее окружение, способ общения в компьютерных играх.
  • 4. Прививайте ребенку полезные привычки - чтение, посещение музеев, выставок, театров. Говорите с ним на духовные и высокоморальные темы. Только делайте это интересно, а не из-под палки. Поверьте, в природе человека заложена тяга к прекрасному, развитию и новому опыту!
  • 5. Ну и, конечно, как всегда, любите своих детей. Любите безусловно, просто за то, что они существуют. Давайте им и себе право на ошибку. Гармонизируйте и укрепляйте ваши отношения. Семья это самый крепкий фундамент.
Другие публикации