Блог

14 способов привить любовь к чтению

У меня есть младшая сестра, и она не любит читать книги. Не хочет. Она вообще много чего не хочет делать, как считает наша мама. И да, моя сестра находится, в том самом переходном возрасте, о котором уже не раз упоминалось на просторах нашего блога. Как и в любой ситуации, взгляды сторон на проблему отличаются. Мама переживает, боится, сердится, не знает, что делать и, как результат, ругает ребенка и подвергает его жесткому прессингу, шантажу и стыду. Классика жанра: «Надо читать! Все читают, а ты нет! Кем ты вырастешь? Будешь как Эллочка Людоедка!» Ребенок не видит в этом ничего страшного, кроме гнева самой мамы, и искренне не понимает, кто такая Эллочка, потому что книг не читает.

Почему так сложилось?

Когда сестра была маленькой, ей мало читали. Конечно, были сказки на ночь, но на бегу, без энтузиазма и смака. Традиций связанных с чтением – совместная покупка книг, походы в книжные, библиотеки, семейные вечера за чтением, дискуссии, домашний театр – об этом и речи не идет. Я не говорю, что мои родители не читают, просто на этом не акцентируется внимание. Я покинула родительский кров слишком рано, чтобы подавать пример часовыми сидениями в обнимку с книгой или горящими глазами от нового шедевра. В итоге в модель поведения ребенка не была заложена установка: «книги - часть нашей жизни, читать здорово, интересно, и вообще жить без этого никак».

Потом началась школа, и пришло время освоить навык так называемого «технического чтения» или «голый» навык. Ребенок изучает буквы, учится складывать их в слоги и собирать в слова. Все через это проходили и вряд ли вспоминают с удовольствием бесконечные «МА-МИ-МУ-МО» и любимое «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ». Подобные занятия еще и оцениваются - правильно ли ты сложил буковки, быстро ли ты это сделал. Как правило, если ребенок не был обучен этому великому таинству заранее, то оценки не самые высокие. В результате, книги начинают вызывать легкое раздражение. Ситуацию усугубляют родители, встречающие юного первооткрывателя дома вопросом: «Что получил? Почему не пять?! А у кого пять? Я знаю, ты можешь, но не хочешь! Ты должен! Давай садись и читай!». После подобной тирады и нескольких часов занятий под пытливыми взглядами родителей очень хочется выкинуть все книги из дома, а учебник скормить собаке и сказать – это она сама.

Сейчас моя сестра в 6 классе, учебники стали толще, шрифт мельче, в них нет картинок и содержание не самое захватывающее. Также стоит отметить уроки литературы: доскональное разложение произведений по полочкам, интригующие вопросы (о чем думал автор, описывая интерьер дома?) и заучивание «редкая птица долетит до середины Днепра», - все это не разжигает огонь любви к книгам в сердцах учеников.

К чему это может привести?

Краткие содержания, чтобы хоть как-то успеть, ведь класс всегда опаздывает. Сочинения на скучные темы, книги по программе, заезженные мысли по сценарию и все та же череда вопросов дома, дополненная уже чем-то более серьезным: «Тебе же еще ЕГЭ сдавать! Да ты никуда не поступишь! Ты должен! Давай!» А потом ребенок вырастет и сможет сам решать, что ему делать, а что нет. И в примере, который я привела, высока вероятность того, что книг в его жизни не будет.

Но это довольно мрачная картинка. Так сказать, среднестатистический неприятный вариант. Далеко не во всех семьях так, многие школы уходят от старых систем, уроки становятся интереснее, список литературы меняется, а родители все больше следят за собой.

Что делать?

Действовать «от обратного». Описанная выше ситуация служит примером того, как делать НЕ надо. Вот несколько рекомендаций для родителей.

Общие принципы, создаем атмосферу.

  • Читайте сами. Читайте вместе. Друг другу. По ролям. Ставьте спектакли. Обсуждайте и дискутируйте.
  • Пусть поход в книжный магазин, библиотеку, на ярмарку станет приятной семейной традицией.
  • Обустройте удобное и уютное место для чтения. Делайте литературные вечера.
  • Дарите детям книги. В красивой упаковке и с подписью.

Для самых маленьких.

  • Начинайте знакомить ребенка с книгами как можно раньше. И как можно интереснее. Читайте всей семьей. Путь книга станет любимой игрушкой. Для самых маленьких есть специальные книжки с яркими картинками, звуками, фактурой, есть даже книги для ванны.
  • Сделайте своему малышу специальную полочку, на которой он будет хранить все книги. Она должна быть расположена на его уровне.

Для тех, кто только учится.

  • Хвалите ребенка. Радуйтесь его успехам. Не стремитесь сделать за него. Чтение должно быть удовольствием, не заставляйте.
  • Используйте хитрости – читайте вслух, прервитесь на самом интересном и уйдите, оставив книгу на видном месте.
  • Пусть книга всегда будет под рукой. Вдруг вы окажетесь в пробке или очереди, и ребенок начнет листать ее просто от нечего делать.
  • Пишите ребенку письма.

Есть интересный метод Искры Даунис (детского психолога). Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Для тех, кто постарше.

  • Кому-то нравится читать бумажные книги, а может вашему ребенку понравится электронная?
  • Интересуйтесь жизнью ребенка, тем, что ему интересно. Может его любимая книга будет «Кулинарное искусство» или даже комикс. Главное привить любовь к такому способу получения информации.
  • О вкусах спорят. Обеспечьте ребенку доступ к разнообразной литературе.
  • Включайте креативность, придумывайте свои способы, это пойдет на пользу всем!

В конце хотелось бы привести любопытный факт для родителей, дети которых уже не маленькие: некоторые психологи утверждают, что если до девяти лет склонность и любовь к чтению не сформировались, то все, можно ставить крест. В 11 лет я прочитала «Гарри Поттера» и мой мир перевернулся, книги стали воздухом, едой и водой. Мой муж прочитал огромное количество книг, он может их цитировать пачками, а читать начал, чтобы скоротать время по дороге в университет. Так что верьте, старайтесь и обязательно появится ТА САМАЯ книга в ТО САМОЕ время.

Другие публикации