Блог

6 вещей, которые развивает ролевая игра

Всем нашим ребятам и родителям давно известно, что в каждую ролевую игру мы закладываем определенную идею, которую стремимся донести до всех участников смены. Также не является секретом, что ролевая игра – это не только увлекательный процесс, великолепный детский отдых, незабываемое приключение, но и полезный инструмент для развития и личностного роста.

В чем же именно заключается развитие?
В данной статье мы выделили шесть основных компонентов личности, которые развивает ролевая игра. Фактически ниже написанное может быть применимо к любой ролевой игре, но мы, конечно, будем говорить о пользе РИ через призму опыта в нашем лагере.

1. Самопознание, самооценка и самоконтроль

Участие в ролевой игре, естественно, предполагает наличие игровой роли. Игрок сам решает, каким будет его персонаж, какими характерными чертами он будет обладать, чем будет особенна его биография. Одновременно с этим он сопоставляет, насколько персонаж похож на него и чем отличается. Уже на этом уровне запускается процесс самопознания, игрок обращается к себе, собственному опыту, размышляет, каков он есть. Далее начинается игра, где персонаж взаимодействует с другими персонажами, совершает определенные поступки. Игроку необходимо действовать по заданным игровым правилам, поддерживать дух игрового мира, его атмосферу. Иногда хочется сделать что-то быстрее, накричать на собеседника, отнять силой – но тогда будет разрушена сказка, а игра испорчена. Ведь не может же аристократ Амбера вдруг вырвать ценный артефакт из рук и убежать. Так участник ролевой игры учится контролировать себя.

Анализируя игру, ее участник оценивает, насколько данные действия были успешны, что получилось, а что нет, в чем он может быть успешен в реальном мире, и главное – близка ли была ему, участнику, судьба персонажа, его деятельность, его поступки.

2. Социальные навыки

В конце смены мы, как правило, спрашиваем у ребят, о чем , по их мнению, была прошедшая игра. В отряде обязательно найдется несколько человек, которые скажут, что это была игра о том, как можно договариваться и убеждать, стать лидером, действовать в команде, поддерживать друг друга или даже дружить. Обычно когда мы задаем этот вопрос, мы ожидаем услышать, какая же уникальная, отличная от других смен, мысль была вложена в эту игру. Однако, ребята, отвечая подобным образом, имеют в виду значимое для себя развитие своих социальных навыков, и они, безусловно, правы.

Являясь по своей сути беспрерывным социальным взаимодействием, ролевая игра способствует развитию широкого спектра социальных навыков. Психологи уже давно используют ролевые игры в тренингах различной направленности.

3. Мышление

В рамках игры за короткое время игрокам необходимо решить большое количество разнообразных интеллектуальных задач, начиная от классических головоломок и заканчивая предугадыванием действий соперников, требующим недюжинного стратегического мышления. Ни для кого не секрет, что развитие мышления происходит через постоянную тренировку, ролевая игра же в данном случае выступает как хорошо оснащенный тренажерный зал.

4. Эмоциональный интеллект

Являясь ярким приключением, ролевая игра является для игроков чередой разнообразных эмоциональных переживаний, как положительных (удивление от внезапно произошедшего события, радость и удовлетворение от полученного успеха), так и отрицательных (разочарование от внезапной игровой неудачи, страх перед предстоящим испытанием).

Эти эмоции, естественно, становятся объектом обсуждения между игроками, вспоминаются и проговариваются. Особой ценностью в ролевой игре является яркий отыгрыш, поэтому игроки постепенно расширяют свой инструментарий выражения чувств. Таким образом, постепенно игрок учится идентифицировать свои эмоции, выражать их и совладать с ними в случае необходимости, его эмоциональный интеллект растет.

5. Мотивы и ценности

В рамках ролевой игры человек нередко встает перед выбором, который повлечет за собой те или иные последствия. Порой этот выбор оказывается очень сложным – предать и добиться успеха или остаться верным, но проиграть; рискнуть и пойти ва-банк или выждать; довериться другим или действовать в одиночку. Часто самым ярким моментом для игрока в игре становится выбор, который решает во многом судьбу его персонажа, а может, и многих других людей.

Получив такой опыт, человек задумывается, анализирует имеющуюся у него структуру ценностей, порой переосмысляет их.

6. Специальные навыки

С приобретением ролевого опыта игроки, так или иначе, овладевают некими специальными навыками – кто-то мастерски овладевает мечом и луком, кто-то учится шить, играть на музыкальных инструментах, выступать перед публикой, петь или слагать стихи, сочинять истории, готовить, танцевать или же создавать руками собственные творения. Мы стараемся максимально расширить сферы, в которых ребята могут научиться чему-то новому – так ребята в нашем лагере учатся создавать законы, проводить суды, строить маршруты, работать с банковскими счетами, вести психологические консультации, проводить научные исследования, оказывать медицинскую помощь, вести международные переговоры и многому другому.

Перечисленный нами список компонентов не является исчерпывающим. Мы уверены, каждый участник РИ, задав после игры себе вопросы: «А какой я могу сделать вывод? Что изменилось для меня? Чему я научился? Что стало лучше у меня получаться?» сможет дополнить его.

А какой вклад в Ваше развитие внесла ролевая игра?

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!