Блог

Профориентация для взрослых

Очень часто я сталкиваюсь с такой проблемой окружающих - люди закончили ВУЗ или еще учатся, начали работать и поняли, что это совсем не то, чего они ожидали. Мало того, что они разочаровались в выбранном месте работы, так и вовсе потерялись - а что же делать дальше? Снова учиться? Менять работу? Что мне вообще нужно и подходит?

Статья для тех, кто уже работает и столкнулся с подобными проблемами, а так же для студентов и абитуриентов, в качестве профилактики, чтобы не терялись, если вдруг такая ситуация возникнет в их жизни.

Профкарьера - еще один вид профориентационного консультирования. Наиболее актуален для людей, которые определились со сферой своих профессиональных интересов и видом деятельности, а также имеют определенный опыт работы.

Классическое профориентирование стоит на трех китах:
- Я хочу - интересы человека.
- Я могу - способности и специальные навыки.
- Я умею - личностные психологические особенности.

Все эти параметры легко определяются тестированием. Далее общая картинка сравнивается с профессиограммами (полное описание работы со всеми ньюансами, требованиями и особенностями). Учитывая мотивы и интересы человека (требования к профессии), способности и черты (требования профессии к человеку), определяются склонности - виды деятельности, в которых интересы совпадают со способностями. Новейшие технологии позволяют сравнить полученные данные с идеальным профилем специалиста (на основе психограммы - об этом мы говорили в предыдущих статьях) и вывести коэффициент совпадения, показывающий в цифрах, насколько человеку подходит та или иная специализация. Таким образом, в ходе профориентации определяется наиболее близкая сфера деятельности. Профкарьера затрагивает иной уровень самоопределения.

  • Блок "Жизненных установок". Пассивность или активность, целеустремленность, поиск определенности или творческая свобода, легкомысленность или ответственность. Из анализа доминирующих характеристик становится понятна общая направленность человека и вектор его дальнейшего развития.
  • Блок "Интересы". Здесь затрагиваются вопросы занимаемой должности и роли в структуре организации или проекта - менеджер, предприниматель, коммуникатор, инноватор, специалист, функционалист, аналитик, администратор. Проверив выраженность этих параметров, становится возможным сказать, что именно может и хочет делать человек в организации.
  • Блок "Способности". Он такой же, как и в профориентации, отвечает за интеллектуальные возможности человека. То, что он может и умеет делать прямо сейчас, без дополнительного обучения, и каковы его возможности в усвоении нового материала и навыков. Измеряются такие параметры, как вычисления, лексика, эрудиция, зрительная и абстрактная логика, внимание.
  • Блок "Мотивация". Это те рабочие аспекты, которые наиболее значимы для человека, а их удовлетворение сделает его счастливым, трудолюбивым и продуктивным сотрудником. Речь идет о внешней и внутренней мотивации, интересе к деятельности, определенности, комфорте, творчестве, деньгах, взаимоотношениях, преодолении, престиже. Например, одному человеку наиболее важно, чтобы работа была интересной, в экстремальных условиях, полная трудностей, с приятным коллективом и высокой заработной платой. Или другому все равно какая, главное - комфортное рабочее место, в престижной компании и в одиночестве.
  • Блок "Личность". Оцениваются личностные особенности. Экстраверсия и интроверсия, чувство и мышление, ощущения и интуиция, импровизация и планомерность, уступчивость и доминантность, открытость и соцжелательность. Эти параметры указывают на индивидуальный рабочий стиль человека и позволяют понять, в каких условиях ему будет максимально комфортно работать.

Учитывая все данные, можно определить, какие должностные позиции наиболее актуальны для человека, какой маршрут построения карьеры ему стоит избрать, а так же, какие навыки и личностные особенности стоит улучшить или приобрести.

Итак, как видно, процесс самоопределения довольно четкий и последовательный. Результат складывается подобно конструктору из определенных характеристик. Профориентация помогает определить интересную и подходящую сферу деятельности, а профкарьера показывает должность, особенности работы, и как в ней развиваться. Поэтому, когда наступает паника, необходимо рассмотреть все эти аспекты и ответы на вопросы "Где? Что? Как?" сразу появятся. Конечно, я советую, в подобных случаях обращаться к специалистам, это сэкономит ваше время и нервы, да и результат однозначно будет качественным. Однако, не будет лишним и самостоятельно подумать о подобных вещах.

Приведу пример из практики. Однажды ко мне на прием пришел молодой успешный мужчина 35 лет с потухшим взглядом и профессиональным выгоранием. Он руководил крупной сетью магазинов строительных материалов, подчиненные его обожали, заработная плата более чем устраивала, продажи росли, но он был на грани подачи заявления об уходе и собирался податься куда угодно, хоть в ихтиологи. Все не нравилось, раздражало и удовольствия не приносило. Пришел он с запросом "Кем мне быть и что делать?". После тестирования и беседы стало понятно, что вообще-то его все устраивает, по всем показателям он руководитель от Бога и занимаемая должность ему нравится. Единственное "но" это, как оказалось, сфера. Ему совсем неинтересна та ниша, которую занимает его организация на рынке. В итоге, осознав, что необходимо просто сменить область, сохранив при этом должностные обязанности и карьерный маршрут, он счастливый отправился домой. Ряды ихтиологов, конечно, не пополнились, зато одна из компаний получила высококлассного, а главное, счастливого руководителя.

Работа занимает большую часть нашей осознанной жизни, подходите к этому вопросу со всей ответственностью и будьте счастливы!)

Другие публикации