Блог

План вожатого на день

Сегодня мы заглянем внутрь педагогического дневника и рассмотрим, из чего состоит план вожатого на день. Статья написана с опорой на опыт Нити Ариадны, в других лагерях практики планирования детского отдыха могут отличаться.

В рамках программы в оздоровительном лагере вожатые имеют перечень мероприятий, которым предстоит произойти на смене. Эти мероприятия помещаются в отдельный план, который мы называем план сетка. Однако в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем. Нас интересует непосредственно тот документ, в котором вожатый ведет свои ежедневные записи и в котором отражен план на день.

Этот документ называется педагогический дневник. Он состоит из нескольких частей. Большую часть занимают страницы для составления планов на день. Вожатые обсуждают как те элементы расписания, которые остаются неизменными в течение всей смены, так и уникальные для каждого отдельного дня события.

Неизменные это подъем, зарядка, ВЛГ, утренний сбор, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, второй ужин, вечерний сбор, отбой. К уникальным могут относится игры, общелагерные мероприятия, огоньки и многое другое.

Утро начинается с того, что вожатый приходит на свой этаж за 15 минут до подъема. Когда наступает время будить ребят, вожатый включает музыку и зовет отряд на зарядку.

В течение 5 минут все собираются на улице. После зарядки наступает время уборки и подготовки к общему сбор. К моменту начала сбора вожатый успевает пройти по комнатам ребят и проверить чистоту. Далее все собираются в отрядном месте, где коллективу предстоит узнать план на день. Мы рекомендуем нашим дежкомам записывать план дня, чтобы у отряда всегда была возможность вспомнить, какое мероприятие идет следующим.

После утреннего сбора отряд отправляется на завтрак. В оздоровительном лагере все отряды питаются в одном пространстве – столовой. Если отряд дежурит, то его план на день немного видоизменяется. Часть отряда с одним из вожатых должна пойти вперед остальных, чтобы успеть начать накрывать на столы. Они по очереди разносят тарелки, постепенно вызывая по рации отряды. В конце концов столовая заполняется и все приступают к приему пищи.

Затем следует большой промежуток времени до обеда, который, в зависимости от плана на день, заполняется разными мероприятиями. В нашем лагере есть условное деление на «игровые» и «неигровые» дни. В игровые дни идет ролевая игра эпопея, ее время как раз поделено между промежутками от завтрака до обеда и от полдника до ужина. В такие дни ребята сразу после утреннего приема пищи отправляются планировать свой игровой день и затем уходят на игру. В неигровые дни время может быть занято анализом игры, самоаттестациями, общелагерными мероприятиями, отрядными мероприятиями, репетициями к выступлениям и многим другим.

В течение игрового дня (промежутков от завтрака до обеда и от полдника до ужина) вожатый как правило ведет свою локацию – игровую точку «работы». К нему приходят «работать» дети из всех отрядов. В неигровой день вожатый все время находится со своим отрядом и проводит им мероприятия.

В конец концов наступает время собираться на обед. В игровое время на обед всех участников смены собирают все вожатые, в неигровой – каждый вожатый приводит свой отряд. Здесь также важна роль дежурных, которые должны прийти пораньше и накрыть на стол.

После обеда наступает один из важнейших моментов дня – тихий час. На самом деле тихий час идет 2 часа. В это время все ребята находятся по своим комнатам и отдыхают. Мы рекомендуем потратить это время на спокойный отдых, т.е. на сон или чтение книги, однако не запрещаем тихо общаться, играть в настольные игры и прочее, что не будет мешать другим детям отдыхать.

В течение тихого часа вожатые находятся на этаже и следят за соблюдением правил тишины. После 2 часов вожатые зовут свои отряды и сопровождают их на полдник. Время после полдника устроено по тому же принципу, что и между завтраком и обедом. В игровой день весь промежуток занимает игра, в неигровой – отрядные или общелагерные мероприятия. Заканчивается все походом на ужин.

После ужина наступает особенное время – вечернее мероприятие. Как правило это общелагерное событие. Хотя, это также может быть и отрядным мероприятием, например огоньком. Наиболее популярными формами вечернего мероприятия являются сценические вечера, спортивные игры, интеллектуальные игры и поэтические/лирические вечера.

Сценические вечера предполагают, что отряды репетируют свое выступление до вечера, а затем выступают на сцене. Репетиции курирует вожатый, однако, если отряд достаточно самоорганизован, вести репетицию могут и сами дети.

Для некоторых сценических вечеров проводят генеральную репетицию на сцене. В этот момент отряды по очереди приходят в актовый зал и демонстрируют главному мастеру смены результат их сценической работы. Главный мастер дает комментарии и отпускает отряд на доработку номера. Бывает и так, что сценические вечер предполагают подготовку прямо во время мероприятия. Этот формат характерен для разного рода юмористических и творческих вечеров. Например, отряду могут дать задание быстро поставить номер на какую-то заданную тему.

Спортивные игры проводятся на свежем воздухе. Под этим определением понимаются не привычные виды спорта, такие как футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол, гольф, боулинг, теннис, водное поло и прыжки с парашютом, а скорее игры по территории. Хороший пример – зарница. В этой игре весь лагерь делится на 2 команды. Команды захватывают точки и срывают лычки с противников, тем самым выводя их из игры. Вообще игры по территории часто мешают отряды между собой, формируя команды, где есть и младшие и старшие.

Интеллектуальные игры часто строятся по одному принципу. Отрядам или командам нужно в той или иной форме зарабатывать очки, чтобы победить. Очки зарабатываются за интеллектуальную активность, т.е. за ответы на вопросы или решение логических задач.

Поэтические вечера могут сильно различаться между собой. Это может быть и стихотворный вечер, и песенный, и смешанный. Иногда такие мероприятия проходят у костра, что случается часто на летних сменах. Непосредственно в нашем лагере костры проводятся несколько раз за смену.

Если на вечер не назначено общелагерного мероприятия, значит у ребят будут отрадные. Чаще всего это огоньки. В нашем лагере существует множество форм проведения огоньков. Это может быть простое обсуждение важный вопросов с перерывами на игру на гитаре, может быть квестовое приключение, может быть ролевая игра. Так или иначе все огоньки имеют сюжет и тему/цель, которая является основой для всего происходящего в этот вечер.

Таким образом, день вожатого и его план может быть очень разнообразным. Каждое мероприятие необходимо спланировать с напарником, обсудить, иногда прорепетировать. Педагогический дневник отражает все нюансы, которые выделяют для себя вожатые в детском лагере во время планирования. Именно поэтому он является важнейшим спутником педагога на смене.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!