Блог

Новые стандарты

Хочется затронуть одну из самых животрепещущих тем для родителей - обучение ребенка. Вопрос, к которому мы имеем прямое отношение, хотя на первый взгляд может показаться, что наша миссия совсем в другом. Не так давно на школе вожатых педагог из Аничкого дворца читала нам лекцию о педагогике. Она задала вопрос, что включает в себя педагогика. Образование, обучение, воспитание - сказали мы. Итак, давайте разберемся подробно, в чем разница между такими близкими друг другу словами. Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат по передаче ребенку знаний, соответствующих образовательным стандартам третьего поколения. В эти стандарты входит сухой остаток школьных знаний. Ученик должен безукоризненно считать, писать, оперировать формулами, понимать язык программирования, знать даты важных событий мировой истории. При этом ученику совершенно не обязательно формировать свою точку зрения по отношению к этим датам или, например, к произведениям художественной литературы. Он может получить высший бал, если изложит в ЕГЭ необходимый объем текста с правильным использованием речевых оборотов и средств выразительности. Слегка напоминает образование роботов, не правда ли? Поколение, обладающее высоким уровнем IQ, но низким уровнем самосознания.

Обучение - целенаправленный процесс по привитию человеку конкретных навыков или умений. Чаще всего обучают дополнительно, игре на музыкальном инструменте, танцам, рисованию. Обучение от образования во многом отличает отсутствие ответственности за конечный результат. Ребенок может окончить музыкальную школу и не научиться играть свободно на инструменте. В этом случае выяснится, что у ребенка ограниченный талант или отсутствуют способности. Здесь нет стандарта, к которому нужно стремиться. И вот что еще важно. Изменившиеся требования к образованию поставили многих ребят в ситуацию неуспеха. Родители стремятся помочь своим детям и вместо дополнительного обучения выбирают для них дополнительное образование - репетиторы, курсы. Большую часть своей юности ребенок тратит на накопление знаний, которые необходимо будет аккуратно отобразить в бланке ЕГЭ. Довольно трудно как-то иначе объяснить ребенку его трудозатраты. Но отсутствие высшей цели снижает мотивацию к успешному образованию. Причем довольно сильно.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными моделями поведения. На кого же возложена эта ответственная миссия по воспитанию гражданина, личности, человека? В школах трудятся учителя-предметники, в сфере доп. обучения - специалисты в конкретной области. Где же формируется человек? Остается только семья. Ответственность ложится на плечи родителей. Родители могут познакомить ребенка с нормами культурного поведения, могут привить ему уважение к старшим, к учителям, может быть даже воспитать чувство патриотизма. Но будут ли дети транслировать это своим поведением в обществе, где взрослые не уделяют этому должного внимания? Наверно только смелые и уверенные в своей правоте. Много ли их…

Вот такой стала педагогика в 21 веке. Научить, но не воспитать. Пожалуй, это трагедия нашего времени. Бомба замедленного действия. И хорошо, что мы живем в культурной столице. И Городской дворец творчества юных еще готов самоотверженного воспитывать человека. И еще живы детские добровольные организации лагеря с высокой культурой. И есть еще возможность сформировать из ребенка человека. Главное найти педагогов. Тех, которые не откажутся от своей исторической миссии – воспитывать.

И есть один совет. Если дать возможность ребенку окрепнуть в безынтеллектуальной среде, прислушиваться к нему, к его суждениям, если развивать не интеллект ребенка, а его душу, если взращивать в нем духовную крепость, способность к морально-этическому выбору, то он потянется к знаниям. Он будет стремиться к ним из уважения к себе, этого будет требовать его духовность. Ему будет стыдно не знать, ему будет любопытно узнать. Такой ребенок будет личностью. Вот чему мы советуем уделять внимание. Берегите душу своего ребенка, и он ответит вам крепкими знаниями и большими успехами. Не бойтесь отпускать его в свободное плавание. Пусть он найдет свою полезную среду, будь то детский лагерь, выезд волонтеров или поход. Дайте ребенку возможность жить, и он будет стремиться к хорошей жизни.

Другие публикации