Блог

Нет детей, есть люди

Януш Корчак – героический педагог. Человек, который всю свою жизнь, всю широту своей души, все свое творчество подарил детям. И в свой последний путь он шел держа за руку своих младших воспитанников. Безжалостная война унесла и его жизнь. Но у нас остались его мысли, его педагогические идеи, его новаторство. С его книг во времена Союза начиналась семья. Мамы приносили своим юным, вступившим на ответственный путь семьи, дочерям и сыновьям книги «Воспитательные моменты», «Как любить ребенка», «Правила жизни». В этих книгах Януш наставляет на мудрый путь тех, кому предстоит воспитывать детей. Его советы уникальны, как для родителей, так и для педагогов. И эти советы остаются ценными и актуальными на сегодняшний день.

« Понятия детей не существует. Есть ребенок и каждый конкретен. Я начинаю изучение ребенка с наблюдения, внимательно и чутко следя за его реакциями, не пренебрегая кажущимися мелочами, стремясь добросовестно постичь самые сокровенные желания и самые тонкие переживания»

Вот мысль которой мы всегда придерживаемся в лагере. Наши мастера никогда не скажут ребенку: «Все дети смогли, а ты не смог.» Никогда не обвиняет его в неспособности. Мастера будут присматриваться к ребенку, а затем дадут ему подходящее задание. Нельзя всех грести под одну гребенку, каждый конкретен. Так и в семье велик соблазн обвинить ребенка в том, что он уступает братьям и сестрам или соседским ребятам. С горечью заметить, что он не такой талантливый. А у ребенка останется на душе трещинка и начнет зарождаться комплекс. Здесь тончайшая грань – не обвинить, но и не хвалить не честно.

« Мне нужно было заставить детей размышлять, относиться к себе критически, научить их уважительно относиться к окружающим.»

Многие современные ребята страдают от грубо навешанных на них ярлыков. Они приезжают в лагерь и говорят: «Я хотел бы пойти в коммерческую гильдию, но не могу.» Мастера удивляются и расспрашивают ребенка о причинах уверенного «не могу». И тут выясняется, что учительница в школе сказала, что ребенок слаб в математике. Вожатый аккуратно интересуется о мнении ребенка о своих способностях. И ребенок, уже совсем не маленький, вдруг начинает размышлять о себе, как будто бы впервые. И приходит к неожиданному выводу: «я понимаю математику, просто ленюсь делать домашнее задание» И тут совсем другое дело, обнаружились способности, и лень улетучилась. Очень важно не оценивать ребенка, не забивать его своим взрослым авторитетным мнением, а учить ребенка оценивать себя самостоятельно. Тогда быстрее и охотнее будут найдены пути улучшения ситуации.

« «Ребенок дошкольного возраста» и «школьный возраст» это полицейское деление там, где есть школьная рекрутчина. «Период прорезывания молочных зубов», «постоянных зубов» и «половое созревание» . Нечего удивляться, что при современном состоянии наблюдений за ребенком мы заметили только зубы и волосы под мышками.»

Кажется, что это темп нашей жизни увеличен до сумасшествия, но вот Януш Корчак больше полувека назад писал о скорости жизни и о том, как мало мы успеваем заметить в наших детях. При такой быстротечности очень важно не соблазняться использовать известные мерки возраста и взрослости. Вторя мыслям вначале статьи, еще раз обращу ваше внимание на индивидуальность. Некоторые ребята в тринадцать едва ли отличимы от шестнадцатилетних. Развитие тела наносит отпечаток и на развитие внутреннего мира. Не секрет, что девочка с оформившейся фигурой быстрее ощутит свою половую зрелость. Очень важно на сокровенные темы с такой девочкой говорить сегодня, а не через 4 года, когда она дорастет до «возраста». Нужно присматриваться к своим детям и чувствовать их внутренний возраст. Мы тоже стараемся следить за этим. Поэтому иногда в отряды попадают ребята «не по возрасту», кто-то из младших в отряды по старше, а кто-то наоборот. Главное, чтобы ребенку было комфортно, тогда он будет развиваться гармонично, а не застревать.
В книгах Януша Корчака можно найти огромное множество советов, уверенных и глубоких мыслей о воспитании. Несмотря на то, что он писал об интернате, многие идеи применимы для семей. Ну а мы выбираем его ценные мысли о коллективе, об организации самостоятельной жизни ребят. «Нет детей, есть люди» - эти слова являются лейтмотивом многих наших решений и поступков в отношении воспитания детей. Мы относимся к ним, как к взрослым, и они отвечают нам взрослостью, ответственностью и, как следствие, возникает дружелюбная, теплая атмосфера.

Другие публикации