Блог

Мастерский отчет со смены «Ведьмак. Кровь эльфов»

Нашего второго Ведьмака мы решили делать про искусство.
Весной в рамках отрядной работы на одном из отрядов мы работали с индивидуальными целями через искусство. Стало понятно, что ребята, даже старшая школа, не видят в художественном произведении ничего, кроме сюжета, не умеют считывать образы, символы, трактовать их.

Довольно быстро родилась формулировка цели игры: «учить детей понимать искусство».
Для достижения цели была придумана следующая игровая модель:

По общей вводной игры, люди совсем недавно высадились на континенте. Высадились и увидели знаки. Стало понятно, что знаки имеют волшебную силу, но никто до конца не понимал, как это работает.
На самом деле за каждым знаком скрывалась «притча» - та или иная история Сапковского, переделанная нами «под старину». Понять, какая притча скрывается за знаком, было не просто. Во-первых, на полигоне находились эльфийские произведения искусства – наблюдая за ними и анализируя их, можно было разгадать основные темы и образы притчи. Во-вторых, в игре была организована модель потрясений. Если рядом с игроком происходило что-то эмоциональное, он получал жетон, и мог направиться к эльфам, которые забирали жетон и разговаривали с пришедшим о том, в какое искусство это потрясение может вылиться. Эльфы подсказывали, как сделать искусство сильнее, как подобраться к скрывающейся за знаком притче.

Раскрывая притчу, любой творец становился сильнее – получал новые возможности и мог открыть школу, в которой обучал новых мастеров своим успехам (рассказывать притчу напрямую было запрещено правилами игры).

Разгадывая знаки, творец начинал совмещать их и перемешивать. При удачных попытках, творец получал возможность поменять притчу знака, создать новый знак, вернуть старый смысл знака, а в самом финале пути – мог получить полную свободу от знаков и творить свободно.

Игра вскрыла много болезненных точек. Некоторые ребята, только услышав слово «искусство», сразу воротят нос, пытаются избежать встречи с ним. Некоторые считают, что это в любом случае скукота. Были такие ребята, которые до самого конца не понимали, зачем вообще нужна такая тема.

Но для нас важно, что были и те, кто начал понимать, по каким законам работает искусство, как оно развивается и познает мир и себя.

Нельзя сказать, что мы достигли своей цели – с «аллергией» на искусство, по всей видимости заложенной в школе, справиться не удалось – иногда даже хорошие, воспитанные, интеллигентные ребята не были способны понять, зачем это нужно и что вообще происходит. Но мы надеемся на отложенный эффект – скорее всего, он и произойдет, потому что игра шла динамично, вызывала много споров (мальчики, например, никак не могли понять, почему на здоровье воина опосредованно влияет искусство). В финале игры наступил белый хлад – конец мира, предсказанный в пророчестве. Персонажи остались в мире игры, а игроков мы пригласили посмотреть на то, как началась история параллельного мира. И оказалось, что она началась также, как и наша игровая история в лагере для детей.
Только теперь на стенах, деревьях, повсюду – были произведения искусства, созданные во время нашей игры.

Так мы хотели показать ребятам, что искусство вечно и помогает человечеству приближаться к пониманию Истины.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!