Блог

Мастерский отчет. Лаборатория - 2022

<p>Лаборатория – наша самая неформатная смена. В первую очередь, из-за того, что всё содержание и методы строятся вокруг концепции погружения участников в процесс авторства.</p>
<p>При этом на протяжении последних шести лет мы искали возможности для совмещения творческой работы с более привычным и увлекательным процессом ролевой игры.</p>
<p>Думаю, в этот раз мы нашли наиболее удачную пропорцию. Сохранив общую рамку воображаемого мира, основанного на сеттинге «Первому игроку приготовиться», мы разделили всю деятельность на два потока: репетиционное время, более «рабочее», и игровое, более «досуговое». Таким образом, деятельность получилась разнообразной, ребята и готовили перформансы, и играли, стремясь выполнить игровые цели. С помощью общего сюжета, взаимопроникающих событий два направления смены дополняли друг друга и плавно перетекали одно в другое. Конечно, не всё прошло идеально: игре под конец не хватило потенциала для развития, а в задаче создания масштабного перформанса мы, кажется, немного переборщили с амбициями.</p>

<p>Мы приступили к подготовке смены в марте, сразу после начала вторжения российских войск в Украину, поэтому нам предстояло подумать о том, может ли и должен ли детский лагерь как-то реагировать на происходящее, что вообще мы можем предложить ребятам, оказавшимся в ситуации давления с разных сторон. В первую очередь, информационного, идейного давления. Вопрос усложнялся тем, что, с одной стороны, так называемые «политические темы» всегда вызывают сопротивление и тревогу у аудитории, а, с другой, такого рода сомнения совершенно не присущи пропаганде.</p>
<p>Мы подумали, что ведь на самом деле не вполне понимаем, как на происходящее реагирует подростковый мир. У нас были только предположения. Вот мы и решили чуть больше в этом разобраться, взяв в работу тему взаимоотношений условных «взрослого» и «детского» мира. Есть ли у этих двух миров взаимные вопросы, запросы, жалобы, претензии, благодарности и комплименты? Как подростковому миру сохранить себя, как вообще реагировать, когда во «взрослом» мире происходит безумие?</p>

Тема получила развитие в замысле создания масштабного пятидневного перформанса про воображаемую школу, которую создают в виртуальном мире ОАЗИС непосредственно ребята. Оказавшись на планете Людус, участники должны были «обжить» её, выполняя заказ создателя ОАЗИСа мистера Холлидея. Создатель предчувствовал возможную катастрофу планетарного масштаба, поэтому запустил проект сохранения человеческих знаний в своей системе. Ребята на смене представляли из себя тестеров студий, которым поручили воссоздавать конкретную часть человеческого опыта – школу.

В процессе создания перформанса ребята могли использовать пространство и как критику взаимоотношений с взрослым миром, и как площадку для строительства идеального мира – где «взрослые» и «дети» живут в полной гармонии.

Перформанс готовился и проходил на территории лагеря, а зрители могли наблюдать за всем с помощью телеграм-чата. Посмотреть итоговую онлайн-версию можно здесь.

Заданная нами тема раскрывалась и в ходе макросюжета смены. Мы создали разветвлённую сеть сущностей (событий, персонажей, организаций) с помощью методики «Микроскоп». Сюжетным центром стал персонаж Клифф Хенгер – НПС, созданный системой ОАЗИС, а значит, не прошедший подобно живым людям процессов становления, роста, взросления. На протяжении всей смены мы часто задавали ребятам вопрос: Клифф - взрослый или ребёнок? В нём, конечно, можно было найти признаки каждого из этих состояний, поэтому порой возникали любопытные дискуссии.

На фоне разного рода инфантильных поступков Клиффа ребята становились свидетелями и участниками более крупных событий: политики не могли договориться между собой, что в конечном счете привело к началу ядерной войны. Оказавшись в ситуации воссоздания школы на фоне катастрофических событий, мы предлагали говорить о том, как меняются смыслы нашей деятельности, должны ли мы продолжать или оставить работу?

Конечно, кроме сложных дискуссий, ребята могли выбрать игру на самых разных планетах ОАЗИСа: можно было играть в «захват флага» на планете Дум, готовить чай на Лунной призме, заниматься рукоделием на Майнкрафте, и так далее.

Смена вышла сложно устроенной, многозначной, с богатым набором событий, разных мероприятий и острых дискуссий. Я благодарен всем участникам, педагогам, и еще раз приглашаю вас посмотреть на перформанс, который мы сделали.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!