Блог

Кризис переходного возраста- реальность или вымысел?

В течение жизни ребенок неоднократно проходит через так называемые кризисы роста, которых психологи выделяют достаточно большое количество, но самых известных все-таки три: кризис трех лет, семи и подросткового возраста (12-17 лет). Почему же их называют кризисами и почему ребенок может измениться в этот период до неузнаваемости?

Объяснить механизм этих перемен, как мне кажется проще всего на примере кризисов у совсем маленьких деток, один из которых мы с моим маленьким сыном сейчас как раз переживаем. Кризис развития -это, в первую очередь всегда скачок роста. Что-то в жизни ребенка резко и безвозвратно меняется. Итак, например, маленький ребенок лежит в своей кроватке и видит над собой: детскую карусель, люстру, воздушный шарик и лица подходящих к нему людей. В какой-то момент ребенок учится переворачиваться и вдруг, в один момент, его жизнь круто меняется. Он начинает видеть родительскую кровать, телевизор, стул, и людей которые просто занимаются своими делами, а главное, он, благодаря собственному умению, может видеть то одно то другое. Новых впечатлений очень много. Но, многие родители и я в их числе вдруг отмечают, что их золотой и спокойный до этого малыш вдруг на какое-то время становится капризным и ничто не может его успокоить. Дело в том, что скачек развития приносит чаще всего слишком большое количество впечатлений. Весь мир, к которому ребенок привык, вдруг встал на дыбы и решил перевернуться, что естественно является серьезной стрессовой ситуацией для него.

Точно такой же механизм действует и в период подросткового возраста, когда происходит половое созревание, в кровь начинают поступать в больших количествах совсем другие гормоны, ребенок вынужден мириться с мыслью, что он взрослеет, он уже и не ребенок вовсе, а подросток. Меняется все: ощущение себя, своего тела, окружающей действительности. Как и в младенчестве весь мир встал на дыбы и решил перевернуться.

Я нахожусь в данное время в достаточно забавном, но, на мой взгляд достаточно выгодном с точки зрения педагогики периоде: мой сын уже начал преодолевать возрастные кризисы, а я еще отлично помню как сама переживала подростковый возраст. Сейчас психологическое образование позволяет мне прекрасно понимать, что тогда, в возрасте четырнадцати лет, резко и совсем по другому начала работать моя эндокринная система и в кровь начало поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов что привело, во первых, к скачку роста, во вторых, к появлению, так называемых, вторичных половых признаков ( у мальчиков ломается голос, появляются волосы на лице, у девочек формируется грудь и тп) и, в третих, переизбыток гормонов привел к эмоциональной нестабильности (подросток, легко впадает в крайности, легко появляются слезы, которые за несколько секунд могут смениться смехом, гневом и так далее).

Все вышеперечисленные физиологические особенности развития приводят к следующим психологическим особенностям:

  • Начинается придаваться я очень большое значение своему внешнему виду, возникает потребность в сравнении себя с другими.
  • Мышление, которое до этого было направленно во внешний мир резко меняет фокус и направляется во внутрь, мы начинаем пытаться понять кто мы, и какие мы.
  • появляется то, что мы часто называем юношеским максимализмом. Все требует однозначного ответа: "да" или "нет", черное или белое, не признаются полутона.
  • Возникает резкая потребность в принадлежности к какой-либо группе потребность в признании окружающими, возникают первые романтические чувства, очень большую роль начинает играть дружба и друзья зачастую становятся не менее важны чем семья.

Предельное понимание того, что и почему происходит в период подросткового возраста сразу наталкивает на мысль, что кризис- это всего лишь веха развития. Ребенок не сломался и не стал плохим и не послушным, он встал на очень сложный путь поиска себя. На него обрушился целый мир новых ощущений и возможностей, в котором не мудрено потеряться и наделать глупостей. Понимание того что и почему происходит с нашим ребенком дает нам возможность помочь ему преодолеть кризис и выйти из него совершив огромный скачек развития. Через несколько дней рассмотрим более детально советы, которые помогут позитивно преодолеть кризис подросткового возраста.

Другие публикации