Блог

Как вести себя в конфликтных ситуациях?

Конфликт - это верный и преданный спутник человека. Он сопровождает представителей нашего рода с самого начала времен. По сути, есть человек – есть конфликт. То, с чего стоит начать, чтобы перестать бояться конфликтов, - это определить свое отношение к происходящему. Важный вопрос, на который стоит честно ответить себе самому: вы любите конфликты? Именно с вашего восприятия начинает строиться индивидуальная стратегия поведения.

В университете у меня параллельно шло два курса по работе с конфликтами. Вели их преподаватели высочайшего класса, но при этом теории их были абсолютно противоположны. Это вызывало некоторое недоумение – а кому, собственно, верить?

Первый подход до нас дошел под лозунгом «В моей жизни конфликтов нет. Они мне не нужны. А вам?». Именно этой фразой студентов встретил преподаватель, сидящий на столе и болтающий ножками. Человек исключительно позитивный, в бежевом костюме, с блестящей лысиной и пышными усами. Это не уклонение и не отрицание конфликтов. Это непринятие данного способа, как конструктивного. Просто человек решает, что он не хочет становиться участником конфликта и не становится. Все просто. Вот несколько советов для тех, кому близка данная точка зрения.

  • На каждого участника конфликтной ситуации приходится ровно 100% ответственности. Не как мы привыкли – пополам, а именно 100%. Когда участники принимают ответственность на себя, не возникает перетягивания одеяла. Меня обвесили? Значит, я был недостаточно внимателен. Меня обманывает ребенок? Значит, я своим поведением и воспитанием его спровоцировал. Мама оставила под домашним арестом. Значит, я не сумел договориться.
  • Меня не используют – я нужен. Преподаватель привел такой пример. Если, приходя домой с работы, его просят сходить в магазин за булкой, он не скандалит, не ноет, а идет за булкой. И ему радостно, ведь он нужен. Да, он устал, ему хочется расслабиться, но гораздо приятнее уставшему идти за булкой, чем отдыхать и быть никому не нужным. Восприятие спорное, с ним можно не соглашаться, но оно имеет право быть.
  • Если человек кричит – ему плохо. Ни один счастливый человек не будет ругаться и кричать. Если он срывается на крик, значит ему очень плохо. Постарайтесь, поставить перед собой фильтр, который «остановит» все эмоции и пропустит только смысл. Постарайтесь «услышать» кричащего человека.
  • Не пропускайте негатив. Встав с утра, наденьте на себя мысленно прозрачный колпачок, который не будет пропускать негативные эмоции окружающий. Количества негатива это не уменьшит, но сбережет ваши нервы.
  • Смейтесь. Смех - лучшее лекарство и защита тоже. Когда кто-то вас ругает, или пытается втянуть в конфликтную ситуацию, представьте обидчика в клоунском парике и с красным носом или мысленно нарисуйте ему усы. Это поможет вам снять внутреннее напряжение.

Второй преподаватель был сторонником метода «погружение». Его спецкурс лично для меня начался с фразы: «А вы умеете оскорблять людей?». Все занятия он держал нас в таком напряжении и стрессе, прогонял через такие негативные эмоции, что рыдали все без исключения. И все это с единственной целью – погрузиться в конфликт. Вас оскорбляют? Обижают? Прессуют? Вам больно, хочется кричать и плакать? Примите это. Почувствуйте. И отпустите. При этом необходимо глубоко дышать, пока ситуация не выйдет из вас в прямом смысле слова. Возможно, звучит немного странно, но действенно. При этом, если вам необходимо разрешить конфликт очень быстро, то есть три рабочие техники:

  • Техника «Материнский взгляд». Работает в случае нервозности и легкой истерики, когда ваш оппонент больше похож на рассерженного ребенка. Просто посмотрите на него, как мама смотрит на расшалившегося малыша, с любовью, полуулыбкой и легким покачиванием головы. Без сарказма, искренне. Вот увидите, успокоение наступает моментально. Можно еще и соответствующими фразами подкрепить. Понаблюдайте за мамами, как они это делают.
  • Техника «Извинение». Просто взять и извиниться. Я говорю не о ситуациях, где вам важно объяснить свою правоту. Речь идет о тех случаях, когда надо быстро завершить конфликт. Но извинение должно быть искренним, от всего сердца.
  • Техника «Комплимент». Возможно, звучит немного странно, но в момент, когда к вам предъявляются претензии, похвалите оппонента. Например, за внимательность к вашей работе «Да, я знаю, что пока не все идеально. Вы такая внимательная! Приятно, что людям не все равно!»

Эти два подхода не совершенны, но вот если использовать их вместе, они творят чудеса! Настраивайтесь на позитив, не вовлекайтесь в конфликты, а если уж не получилось, то решайте их быстро! Ваша жизнь станет намного легче и приятней. Проверено!

Другие публикации