Блог

Как формируется представление о себе

Начальная школа позади. Первый выпускной тоже. Ребенок буквально выходит из прихожей в основной зал школьной жизни. Много новых предметов, новые учителя, необходимость переходить из класса в класс, повышенное ожидание от родителей – вот он новый уровень, на который перешел недавний первоклассник.

Подробнее остановимся на возрасте 10-12 лет. Многие считают это периодом спокойствия, затишьем перед бурей переходного возраста. Возможно и так. Именно поэтому очень важно успеть внести определенные коррективы. Как только будет запущен механизм гормональной, физиологической и психологической перестройки, пытаться контролировать, получать обратную связь и находить общий язык будет в разы сложнее. Реально, конечно, но сложнее. Так что воспринимайте этот возраст не как возможность отдохнуть, а как идеальный шанс помочь ребенку в его формировании.

За время начальной школы должно было сформироваться трудолюбие, любовь к познанию и обучению. Но это скорее утопия, нежели реальность. Если трудолюбие не раскрылось в ребенке, то формируется сомнение - а умею ли я вообще что-то делать? Появляется большая брешь в самооценке, ребенок балансирует: у меня получилось – я молодец, не получилось – я неудачник. Необходимо сделать правильные выводы. «Всякое может быть, главное не опускай руки и все обязательно получится, а мы тебе поможем» - такой посыл должен исходить от родителей и учителей. Именно благодаря ему, у ребенка не будет формироваться страх неудачи.

Есть такой термин «Я-концепция» - представление индивида о самом себе. Позитивная «я-концепция» включает в себя самоуважение, собственную ценность, принятие себя и т.д. Негативная, наоборот, отсутствие всех этих элементов.
Именно в возрасте 10-12 лет, можно говорить о формировании представления ребенка о самом себе. Основа (родительская любовь и воспитание, полученные в детстве) плюс обратная связь (отношение и оценка окружающих и в школе) равно «Я концепции».

«Я» человека состоит из трех компонентов:

  • что я о себе думаю
  • как я отношусь к тому, что я о себе думаю
  • как я при этом себя веду

Все это выражается в отношении к своему телу, способностям, социальным связям. Если вы хотите прощупать почву, что же у ребенка на душе, и как он к себе относится, не надо спрашивать его напрямую! Просто поговорите на отстраненные темы. Его увлечения, школьные новости, мнение по какому-либо вопросу. Если в его речи сквозит сравнение себя с другими в негативном ключе, фразы «я тупой, страшная, неудачник …» думаю, вы и сами поймете, что что-то не так. Хотите поднять самооценку ребенка – включите его в домашние обсуждения и планирование на равных, покажите ему его значимость.

Итак, подведем итог о данном периоде:

  • формируется «я-концепция» на основе полученного опыта и качества взаимоотношения с окружающими
  • латентный спокойный период между двумя кризисами, идеально подходит для социализации и процесса обучения
  • постепенное увеличение дистанции с родителями
  • формирование зоны личного комфорта
  • мнение окружающих, особенно одноклассников и ровесников выходит на первый план

Советы родителям:

  • укрепите взаимосвязь с ребенком, не отдаляйтесь
  • включайтесь в жизнь ребенка, не нарушая и уважая его личные границы
  • уважайте решения и выбор ребенка, но мягко направляйте и корректируйте, если необходимо
  • проанализируйте отношение ребенка к себе, помогите ему сформировать адекватную самооценку

Подробнее о формировании самооценки, ее механизмах и способах корректировки поговорим в следующей статье. Оставайтесь с нами!)

Другие публикации