Блог

Игры для детей в лагере

В этой статье мы рассмотрим, какие бывают игры в лагере, для чего они нужны и как применяются вожатыми. В центре нашего внимания – игры, длиной от 5 до 20-30 минут.

Сразу отметим про возраст: в Нить Ариадны ездят подростки от 11 до 17 лет. Игры, которые вожатые для них проводят, часто отличаются от тех, которые подходят ребенку 6-10 лет.

Игры, о которых пойдет речь, мы используем в Нити Ариадны в так называемый организационный период. Это первые три дня летней смены, в которые происходит знакомство ребят внутри коллективов (т.е. отрядов). Эти игры также могут использоваться для сплочения уже после орг. периода. Иногда вожатые и стажеры детского лагеря проводят эти игры для развлечения, например, когда нужно ждать начала какого-то мероприятия.

В Нити Ариадны основой программы является ролевая игра. Она сильно отличается от того, о чем пойдет речь, поэтому в рамках статьи мы ее рассматривать не будем.

Всего мы выделяем три вида игр: на знакомства, на сплочение и на лидерство. Эта не единственная классификация: бывают подвижные и не подвижные игры, тактильные и не предполагающие физический контакт, уличные и комнатные, и т.д. Так как речь в статье идет об играх в организационный период, нас прежде всего интересует первая классификация. В рамках каждого вида игр мы объясним, почему это так.

Игры на знакомства

Цель этих игр следует из названия. Они всегда проводятся первыми, чтобы ребята в отряде могли узнать друг друга на уровне запоминания имен. Самая классическая и известная игра на знакомство – это снежный ком.

Правила снежного кома

Все садятся или встают в круг. Это нужно, чтобы хорошо было видно лица игроков. Первый участник называет свое имя. Например: Мустафа. Следующий по часовой стрелке называет имя предыдущего игрока и свое. Следующий – двух предыдущих и свое. И так далее. Как следует из правил, больше всех везет последнему игроку.

Снежный ком игра, которую знает каждый, кто хоть раз был в лагере. Вот еще несколько игр, через которые можно помочь ребятам в отряде запомнить друг друга.

Правила игры на имена 1

Каждый участник делит лист бумаги на 6 частей и пишет свое имя 6-ю разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на 6 частей и аккуратно сворачивает каждую записку. Вожатый собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить 6 любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все 6 своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто нашел свою шестерку первым.

Правила игры «Списки»

Каждый прикалывает себе на спину бумажку со своим именем. Задача каждого – записать себе на отдельный листик как можно больше чужих имен + особую черту этого человека (например, у него красная кепка, длинные волосы).

Правила игры на имена 2

Участники закрывают глаза и перемешиваются. Ведущий выводит одного из участников из помещения и говорит остальным открыть глаза. Нужно понять, кого не хватает.

Игры на знакомство не ограничиваются именами. Так, в рамках этого блока игр полезно дать участникам узнать друг о друге какие-то факты. В общем, познакомиться. Вот пара примеров таких игр.

Правила игры "Блеф"

Каждый придумывает два факта о себе. Один – неправда. Нужно угадать, какой неправда. Есть сторона да, есть сторона нет. Тот, кто говорит факты стоит по центру.

Правила игры на знакомства

Дети делятся на пары и расходятся на 15 шагов друг от друга. По порядку один из пары называет свое имя и называет свою особенность, делая шаг навстречу напарнику. У кого есть такая же особенность тоже делает шаг вперед. Первые встретившиеся пары считаются победителями. Проводим, пока не пройдут все.

Игры на сплочение

Игры этого вида помогают создать командный дух в коллективе и заложить основу для будущего комфортного взаимодействия в отряде. Подразумевается, что к моменту начала игр на сплочение участники уже запомнили имена друг друга. Несколько примеров.

Правила игры на сплочение 1

Все участники стоят кучей и смотрят в одну сторону. Тот, кто впереди всех по направлению, куда все смотрят, начинает задавать движения. Остальные повторяют. Задающий может в любой момент развернуть кучу в другую сторону, тогда новые движения будет задавать новый человек, по тому же принципу.

Правила игры на сплочение 2

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Правила игры «Пузыри»

Студенты делятся на группы по 4 человека. Трое создают защитный пузырь вокруг четвертого, взявшись за руки. Четвертый закрывает глаза и шагает куда хочет, пузырь не дает ему врезаться в стены и мебель. Каждый должен побывать в центре.

Часто игры на сплочения требуют, чтобы участники немного вышли из зоны комфорта. Это необходимо, чтобы преодолеть стеснение, мешающее установлению дружеских отношений. Примеры.

Правила игры на сплочение 3

У всех глаза закрыты. Ведущий трогает одного за плечо, он говорит «аааа». Остальные угадывают, кто это был, затем продолжаем.

Правила игры на сплочение 4

Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

Правила игры «Ромео и Джульетта»

Все закрывают глаза. Ведущий назначает касанием влюбленных. Просит их открыть глаза, чтобы они узнали друг друга. Потом открывают глаза все и начинают двигаться по пространству, пытаясь вычислить кто влюбленные (разговаривать нельзя). По хлопку ведущего влюбленные должны обняться. Задача других участников не дать им этого сделать.

Игры на выявление лидера

Эти игры, как правило, идут последними. Они позволяют ребятам, у которых в наибольшей степени развиты лидерские качества, проявить себя. Также такие игры раскрывают потенциально тех, кто мог бы стать лидером отряда, но пока еще не до конца влился в новый коллектив.

Правила игры на выявление лидера 1

Один из участников выходит из помещения / отходит на расстояние. Остальным нужно договориться, кто будет задавать движения. Необходимо сменять движения каждые 10 секунд. Участники начинают выполнять движения, тот кто выходил / отходил должен понять, кто задает движения.

Правила игры на выявление лидера 2

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Лидеры эмоциональны сразу хорошо выявляются.

Правила игры на выявление лидера 3

Все делятся на пары и начинают играть в Камень-Ножницы-Бумага. Проигравший в паре становится «фанатом» победившего и до конца игры ходит за ним, подбадриваю его и скандируя его имя. Победивший в паре отправляется искать следующего противника, т.е. победившего в другой паре. В их столкновении проигравший становится «фанатом» победившего вместе со своим «фанатом». Поединки в Камень-Ножницы-Бумага происходят до тех пор, пока не останется один единственный победитель, а остальные участники не будут его «фанатами».

Правила игры «Колдуны»

Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.

Правила игры «Проводник»

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила: Запрет на разговоры; У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза; Последний – машинист поезда; Хлопок по левому ( правому ) плечу – поворот влево (вправо ); Хлопок по обоим плечам – вперед.; Хлопок по обоим плечам двойной – назад; Хлопок по обоим плечам дробью – стоп. Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться –впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

Другие публикации

Подпишись на нашу рассылку

Спасибо!