Блог

21.02.2014

Автор: Куркин Иван

Играйте!

«Игры детей — вовсе не игры и правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»
Мишель Монтень, философ эпохи Возрождения 


В педагогических кругах существует популярная фраза, которой называются многие статьи на схожую тему и многие мероприятия, которые можно назвать в таком духе: «Игра – дело серьезное». Даже некоторые общественные организации берут себе такое название. 
Это неслучайно, потому что игра – дело действительно серьезное, и правы те, кто готов постоянно напоминать об этом родителям, педагогам и самим ребятам. Мы часто полагаем, что в динамично меняющимся и жестком современном мире играть – это пустая трата времени. Во многих семьях становится нормой, когда 14-15-летний подросток сам зарабатывает себе на карманные расходы, приучаясь, таким образом, к «взрослой» жизни, забывая о прятках, пятнашках, настольных играх, футболе и находя способы проведения досуга в других, тоже «взрослых» вещах. 

Необходимо понимать, что игра – это невероятная разновидность человеческой деятельности, которая способна помочь нам в самых серьезных вещах. Например, в наше время игровая подготовка волонтеров к работе на выборах в самые разные эшелоны власти, игровые технологии при подготовке специалистов самых различных производств – не редкость, это реалии сегодняшнего дня. Выборы и производства – это важно, но вернемся к нашим лагерным и воспитательным темам. Так зачем же подросткам играть? Пусть приучаются быть взрослыми и серьезными, пусть зарабатывают, пусть скорее взрослеют! 

Мы хотели бы в некотором смысле предостеречь вас от такого хода мыслей, и вот наши аргументы. 

  • Замечательный костромской педагог Б.В. Куприянов в одной из своих работ замечает: «пусть дети играют больше, какие они в игре, такими потом они будут в труде, в семье, в обществе». Важнейшая мысль! Игра – это зона самых разнообразных проб, это безопасное получение важного жизненного опыта, каждая крупица которого обогащает человека и становится ступенькой на пути поиска себя. 
  • Во многих психологических теориях, связанных с изучением личности и касающихся потребностей человека, так или иначе, находит отражение потребность в игре. Как правило, она является частью потребности в развитии. То есть обратите внимание, игра – это потребность, как еда или сон, и важно эту потребность восполнять. 
  • Игра имеет и психотерапевтический эффект. В игре мы можем моделировать острые или болезненные ситуации прошлого и настоящего, разрешать их или искать пути выхода. Игра в этом смысле дает нам великолепные возможности – ведь все не по-настоящему. 
  • Игра – творческая и созидательная деятельность, поэтому дает нашей душе возможность отдохнуть, очиститься от шелухи повседневности. В игре можно найти выход своей агрессии, другим острым чувствам – олицетворенные в игре, они не будут социально недопустимы, потому что в игре все понарошку. При правильной организации все участники одинаково понимают это. 
  • Игра – это, как правило, общение, это новые друзья и знакомства, это практика взаимодействия и, часто, работы в команде. 


 Конечно же, мы не призываем ребят к инфантильности, но для нас важно, чтобы игра воспринималась, как серьезное и значимое дело, чтобы люди не боялись играть, в 5, 15 или 40 лет, потому что способность войти в игру с возрастом теряется, но не теряется значимость игры для каждого человека. 

Так что играйте, играйте в настольные игры с друзьями, играйте в снежки, играйте в дочки-матери, играйте в театре, играйте, и пусть также свободно и смело играют ваши дети, в 5, 15 и 40 лет!

Другие публикации