Блог

Игра Престолов-2017. Мастерский отчет

Таргариен в поисках смысла

В прошлом веке в Европе жил выдающийся психолог, психиатр и просто знаток человеческих душ по имени Виктор Франкл. Его карьерный путь был прерван Второй Мировой войной, а, поскольку сам Франкл происходил из еврейской семьи, в 1942 году он оказался заключенным нацистского концентрационного лагеря. Там, несмотря на весь окружающий ужас, Франкл продолжил спасать людей и писать книги. Один из важнейших выводов, который сделал великий мыслитель после освобождения, состоял в том, что если человек осознает, для чего живет, то он способен преодолеть любые жизненные трудности.

В своей книге «Человек в поисках смысла» Франкл отмечает, что сотню лет назад люди ни о каком смысле не задумывались. Они, в массе своей, были заняты возделыванием урожая, хлопотами по дому и прочими бытовыми обязанностями. Современный человек избавлен от этих забот. На него свалилась настоящая свобода. Вот только, что делать с этой свободой, человек не понимает, оттого и страдает, стремясь попробовать все мыслимые удовольствия, которые по определению не могут сделать жизнь по-настоящему полноценной, или же отдавая свою свободу тому, кто сможет ею распорядиться. А выход меж тем прост: осознать, в чем заключается смысл твоего существования. После чего все свое свободное время посвятить достижению этого смысла. В поисках ответа на вопрос «как обрести смысл?» мы и отправились в этом году в Вестерос вместе с королевой Дейенерис Таргариен.

Свобода для рабов в романе и игре

Если вы читали или смотрели «Игру Престолов» (а таких сейчас большинство), то помните, как Дейенерис Таргариен покоряет один за другим восточные города, отменяя там рабство. И невольники в книжке счастливы. Они славят королеву. Они строят новую жизнь. Они молодцы.
Наша игра началась именно с этого.
Бывшие рабы свободны.
Все время принадлежит им.
Как жить дальше?
В нашей игре было несколько стандартных, «жизненных» выходов из данной ситуации.

  • У игроков была возможность продать свою свободу Железному банку. При этом жизнь становилась значительно проще: Банк решал, чем персонажу заниматься, обеспечивал солидный пакет социальных льгот, выплачивал регулярную заработную плату, а главное избавлял от необходимости искать ответ на вопрос «для чего же я был рожден?»
  • Персонажи могли отдохнуть, как следует, в Доме Удовольствий, где к услугам дорогих клиентов был широкий выбор чаев, настольных игр и прочих приятностей, занимающих время, но не дающих ощущения наполненности, осмысленности существования.
  • Наконец, предприимчивая подпольная организация «Гарпия» неусыпно вербовала в свои ряды новых адептов, недовольных сложившейся ситуацией и лично королевой Дейенерис Таргариен. «Гарпия» обещала все исправить и наладить жизнь, но как-нибудь после, когда революция все-таки случится. Какими именно путями жизнь наладится «Гарпия» тактично умалчивала. Да никто и не спрашивал. Революция все-таки. Не до того.

Эти 3 пути Франкл в своих трудах обозначил, как стремление к тоталитаризму, бессмысленному гедонизму и саморазрушению (а что еще такое революция, если не постоянная смертельная опасность). Эти пути, по Франклу, выбирают люди не осознающие, для чего они живут. В игре также множество персонажей последовало по этим проторенным дорожкам. Но, к счастью, такой выбор сделали далеко не все.

Путь творца

Виктор Франкл в своих трудах дает несколько ответов на вопрос «как обрести смысл существования?» В нашей игре был реализован один – путь творчества. Под «творчеством» можно понимать любую профессиональную деятельность, которой человек отдается без остатка, наслаждаясь процессом и результатами своего труда. Часть игроков отправилась по этому нелегкому пути (в жизни он тоже непрост), и те, кто дошли до конца, получили возможность создавать новые игровые средства, изменяя игру, противостоять могучей «Гарпии» и Красному Замку.

Во второй половине игры творцы стали реальной силой, стоящей на страже королевы Дейенерис Таргариен. Но, к сожалению, было уже поздно. Слишком сладкие речи с самого начала произносили банкиры, слишком крепкую паутину сплели заговорщики. Все больше персонажей вступало в «Гарпию», отказываясь от творчества в пользу иллюзорной власти. В самом конце игры, видя, что их попытки изменить этот мир тщетны, спасая себя, творцы решили уйти, оставив свою королеву один-на-один с заговорщиками. Потеряв веру в себя и свой народ, Дейенерис Таргариен сама вступила в ряды «Гарпии», став королевой-тираном.

Человек в поисках смысла

На финальном анализе мы много говорили с детьми о том, что в какой-то момент их плотный график, школа и институт останутся позади. Тогда на них свалится свобода. Возможность делать все, что угодно. Именно в этот момент необходимо будет очень четко понимать, к чему сейчас ты стремишься в свой жизни, в чем заключается ее смысл. Руководствуясь им, человек способен достичь чего угодно, пройти любые испытания и счастливо осознавать, что все в жизни не напрасно.

Другие публикации