Блог

Что такое профориентация?

«Профессиональное самоопределение – это не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей постоянного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах».
Из архива ВДЦ Орленок.

Существует большое количество попыток формулировки понятия профориентация. Это одно из тех слов, которые не даются простому и быстрому объяснению, как, например, «искусство» или «обучение». Профориентация – это целый комплекс понятий, это целая система, широкое направление работы с детьми и молодежью. Ошибочно полагать, что профориентация находится в пределах выбора человеком своей профессии, она распространяется намного дальше и находится на уровне вечных жизненных вопросов, на уровне выбором человека смысла своей жизни. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с двумя другими самоопределениями человека – личностным и жизненным.

Профориентация в нашем лагере.

Цель нашего молодежного лагеря – дать участникам программы возможность пожить в роли профессионалов своего дела. Ребята получают базовые знания о выбранной специальности на мастер-классах, и затем используют их на практике в большой ролевой игре. По окончанию программы каждый участник сможет сам принять решение: интересна ли ему выбранная специальность и хочет ли он заниматься ей в будущем. Самое приятное заключается в том, что в случае отрицательного ответа ребенок ничего не теряет: годы в ВУЗе и родительские деньги на обучение. Лучше ведь определиться с профессией до окончания школы, верно? Все просто. У каждого свой путь!

Каждый участник программы проходит следующие ступени профориентации:

  • Профориентационный тест или игра. Подробный тест на профориентацию по популярным и эффективным методикам (методика ВНИИ Профтехобразования, методика Л.П. Калининского).
  • Знакомство с профессиями. Знакомство ребят с доступными в рамках программы специальностями, их особенностями и возможностями взаимодействия.
  • Выбор профессии. Основываясь на желаниях ребят, результатах профориентационного теста и индивидуальных особенностях каждого, инструкторы помогают участникам выбрать наиболее подходящую профессию.
  • Мастер-классы. На профессиональных мастер-классах наши специалисты дают базовые знания по специальности, рассказывают возможные перспективы развития в рамках данной профессии и помогают детям сделать свой собственный осознанный выбор.
  • Ролевая игра. Самое большое место отводится ролевой игре. Выбрав профессию и получив некоторые начальные знания, ребята пробуют применить их на практике. В воображаемом мире есть свои законы, свои правила взаимодействия: работают игровые площадки, такие как, например, «суд», «дипломатический корпус», «театр», где ребята могут свободно взаимодействовать, используя возможности своей профессии.
  • Ежедневный анализ игры. Каждый день, завершая игру, ребята вместе с инструкторами подводят итоги. Анализируется игра каждого, чтобы выделить успешных участников, и понять, в чем ошибка тех, кто не добился результата.
  • Финальный анализ. В конце смены проводится подробный анализ игры, позволяющий понять, добились ли участники своих целей? Какие действия приблизили их к цели, а какие отдалили? Помогала ли им их профессия или только мешала?
  • Профориентационный сертификат. По итогам смены каждому участнику выдается сертификат с рекомендациями по выбору профессии.
Другие публикации