Блог

01.12.2016

Автор: Малодворская Дарья

Чего стоит быть отличником?

Для начала стоит отметить, что отличники бывают разные. Есть ребята, которые просто хорошие исполнители, любят порядок и точность, им доставляет удовольствие делать все хорошо и правильно. Назовем их условно - нейтральные отличники. Это такие мальчики и девочки, которые ходят в школу каждый день, без пропусков и прогулов, выполняют все домашние задания, редко выделяются из толпы и проявляют активность. Второй тип - отличники "плюс" - умные дети, которым все дается довольно легко, одаренные от природы, они подкрепляют свои способности упорством и харизмой, что в итоге приносит свои плоды. У них может быть плохое поведение, они даже могут прогуливать уроки, но их успехи и обаяние сражают наповал, поэтому всерьез на них мало кто ругается и обижается. И третий тип - отличники "минус"- те ученики, для которых быть отличником становится целью и образом жизни, единственным способом обратить на себя внимание и получить любовь окружающих. Они не дают списывать, им очень хочется быть в центре внимания, но, так как естественным образом у них это не выходит, их поведение часто становится неуклюжим и наигранным. Они хотят всем угодить, но в то же время мало что готовы дать. Социальные неуспехи все сильнее толкают их на путь повышения своего учебного статуса.

Классификация немного утрированная, в психологии редко бывают чистые типы. Но условные линии определены. У каждого из типа отличников свои сильные и слабые стороны и принадлежность к одному из них – не приговор. Любой отличник в любой момент может стать бунтарем и забить на учебу, чаще всего такое случается во время переходного возраста или после невыносимого давления родителей и учителей. Нейтральный отличник может раскрыться и стать звездой школы или института, "плюсы" могут навсегда застрять в школьных рамках и не суметь вписаться во взрослый мир и его требования, а "минусы", попав в благоприятное окружение, найти достойное применение своим навыкам и научиться отдавать, обретая при этом еще больше.

История каждого будет особенной и уникальной, но есть общие опасности, которые подстерегают всех отличников.

1. Приоритеты. В реальной жизни очень важно уметь правильно распределять приоритеты. Троечники понимают, что они могут сделать сами, что они спишут, что сделают сегодня, а что завтра, они учатся распределять свое время и возможности. Не испытывая такой нужды или же наоборот стараясь успеть везде и всюду, отличники игнорируют приоритеты и делегирование, а это безумно важный навык.

2. Интересы. Так как оценки одинаково хороши по всем предметам и даются все они в равной степени сложности или легкости, то определиться с выбором дальнейшего профессионального пути отличникам намного сложнее. Что выбрать, когда все двери открыты? Если у ребенка нет хобби, а на него часто и времени не остается, то заняться профориентацией особенно важно!

3. Социальное взаимодействие. У многих ребят, которые хорошо учатся, могут возникнуть серьезные проблемы со взаимодействием с окружающими. Они тратят очень много времени на учебу и на общение времени часто просто нет. Им не приходится ни у кого списывать, они все делают сами, поэтому желания дать списать тоже не возникает, не формируется важного для школы навыка взаимообмена и поддержи, пятерки в дневниках и любовь учителей часто делают их изгоями и белыми воронами. Это не касается отличников "плюсов".

4. Обесценивание. Люди привыкают ко всему. Так и родители, чьи дети приносят день за днем пятерки, постепенно привыкают к этому, такой расклад становится нормой, успехи и вклад обесценивается, чтобы удивить родителей и заслужить их похвалу ребенку приходится выкладываться по полной, а вот навлечь на себя недовольство гораздо легче. Принесенная четверка произведет эффект бомбы. Все это постепенно снижает самооценку ученика, угнетает нервную систему и приводит к неврозам.

5. Перфекционизм. Все должно быть идеально, только на пять. Это желание становится целью, потом навязчивой идеей и в итоге единственно возможным вариантом. Потолки все выше, задачи неподъемнее и вот на лицо "синдром отличника", не дающий жить и радоваться жизни. Все хорошо в меру, замечательно стремиться к самому лучшему, быть амбициозными и деятельными, но мечты должны дарить крылья, а не перекрывать воздух. Страх ошибки не должен связывать руки. Чем выше перфекционизм, тем выше прокрастинация, доказанный факт.

6. Адаптация. Привычка жить по расписанию и делать все по правилам усложняет процесс адаптации. Реальность сложнее чем школа, хотя именно то, какими ребята станут в ходе школьного формирования, во многом повлияет на их дальнейшую жизнь. Хрустальная корона лучшего в школе может разбиться на первой же паре в институте или в течении первого рабочего дня, когда кто-то другой окажется лучше или окружающие отнесутся иначе, чем в школе, их ведь не предупредили, кто вы такой. Права на корону придется добиваться постоянно.

Советы родителям отличников.

1. Любовь. Любите своего ребенка не за оценки или успехи. Любите безусловно. Хвалите его за каждую пятерку, даже если она тысячная! Давайте ему почувствовать ему свою уникальность.

2. Жизнь. Показывайте ребенку, что есть жизнь и за пределами школы. Поощряйте его увлечения и хобби. Не запирайте в четырех стенах над учебниками, пусть ребенок растет гармоничной и всесторонне развитой личностью.

3. Расслабьтесь. Ребенок не обязан реализовывать ваши мечты и желания. У него своя жизнь. Если он отличник, то пусть это будет его личное желание, а вы его поддержка. Он не обязан получать только "5". Ребенок имеет право на ошибку. Чтобы быть успешным и счастливым, не обязательно иметь медаль и красный диплом, гораздо важнее, что у него в голове, на душе и в сердце. Пробиваться ему будут помогать его самооценка и личностные качества.

4. Не давите. Давление на ребенка приведет либо к его срыву в один момент, либо к выгоранию. Просто перегорит как лампочка. Помогайте и поощряйте. Мотивация наказанием давно подтвердила свою несостоятельность, учитесь поощрять и мотивировать.

Советы отличникам.

1. Любовь. Любите себя - с этого все начинается. Не гоните себя вперед кнутами, но и не относитесь с высока к своим менее успешным одноклассникам. Научитесь делиться. Добивайтесь расположения окружающих благодаря вашим личностным качествам, а не оценкам.

2. Жизнь. Уделяйте больше времени саморазвитию и самопониманию. Что вам действительно нравится и хочется? Научитесь правильно распределять время и усилия, больше общайтесь с людьми, найдите занятие по душе. Выходите за рамки.

3. Родители. Если основной мотив для получения оценок - родители, постарайтесь донести до них, что вам тяжело, не хватает любви и понимания. Не в каждой семье это просто сделать, но рано или поздно разрешить ситуацию с родителями вам будет нужно, начните уже сейчас. Гармоничные отношения с родителями – залог успеха в вашей собственной будущей семейной жизни.

4. Расслабьтесь. Если напряжение начнет сковывать еще со школьной скамьи, то дальше будет еще сложнее. Учитесь уже сейчас распределять важность и беречь свою нервную систему. Учитесь понимать материал, осознавать и применять. Вы сможете добиться чего угодно, если у вас будет цель, мотивация и позитивный настрой, вы и так уже очень умные, ничего не бойтесь.


Уже давно психологами и философами всего мира была признана несовершенность оценивания знаний и пятибалльной шкалой, и, в принципе, любой из существующих шкал. Тем не менее они все еще существуют. Желаю всем выйти за рамки школьной системы и смотреть на свое образование и жизнь шире. Пусть все отличники стремятся быть "плюсиками", а родители им в этом помогают. В любом случае любите себя, такими какие вы есть, но совершенствуйтесь каждый день. Пусть учеба будет в удовольствие!

Другие публикации